Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Вдохновить и оставить память

В жизни и учебе студентов можно отметить важный рубеж, отделяющий учащихся первого и второго курса от старшекурсников. На упомянутых младших курсах осваиваются общенаучные и общетехнические дисциплины. Студенты адаптируются к условиям вузовской жизни и учебы, происходит наибольший отсев за академическую неуспеваемость тех юношей и девушек, которые оказались неспособными выдержать деловой ритм вуза, освоить необходимые учебные дисциплины.

На третий курс приходят студенты, подготовленные по общенаучным и общетехническим дисциплинам, уже адаптированные к вузовской жизни. По существу, учеба на первом и втором курсах - своеобразный длительный экзамен на потенциальную готовность студента воспринимать в дальнейшем знания по специальности, готовить себя как специалиста. А если это так, то целесообразно соответствующим образом поздравить юношей и девушек, окончивших без задолженностей второй курс и перешедшими на третий. Не только поздравить, но и вдохновить, подзарядить их на успешное освоение специальных знаний, научную работу: полнее показать перспективы специальности, использования специалистов профилирующей кафедры, привести примеры выдающихся ученых и производственников, которые запали бы им в душу, сохранились в памяти и были бы своеобразными ориентирами в жизни.

Представляется, что поздравления студентов, перешедших на третий курс, могут сопровождаться вручением каждому памятки (условное наименование документа, вручаемого выпускающей кафедрой). По моему мнению, памятка могла бы иметь вид небольшой, прекрасно оформленной книжечки, типа блокнота с фотографией обладателя и, к примеру, таким текстом:

\"Уважаемый(ая)_______________!
Поздравляем тебя с началом занятий на третьем курсе. Ты прошел(а) первое испытание, освоил программу обучения первого и второго курсов. Впереди - годы напряженной учебы, яркой и содержательной жизни в коллективе. Желаем неиссякаемых источников энергии в освоении знаний и научных достижений, стойкости и мужества в преодолении трудностей, совершенствования дружеских отношений со сверстниками, активного участия в общественной жизни, спорте и художественной самодеятельности. Пусть с каждым годом учебы расширяется твой научный кругозор, углубляется интерес к профессии, развивается чувство любви к своей стране, родным и близким, товарищам по учебе, к людям, нуждающимся в твоей помощи.

Верим и надеемся, что ты успешно пройдешь все испытания за оставшиеся годы учебы и жизни в родном Томском политехническом университете, окончишь его и активно включишься в работу на производстве, способствующую развитию и процветанию Родины.

Напомним, что ТПУ является одним из лучших технических вузов страны, имеющих славную историю. В его летописи много имен выдающихся личностей, прославивших Россию. К ним относятся (перечень).

Специальность, которой ты решил(а) посвятить свою жизнь, была открыта в ..... году. Среди её выдающихся выпускников (перечень), которым преподавали (перечень). В различных регионах страны и стран ближнего и дальнего зарубежья трудятся питомцы нашей кафедры. Многие занимают руководящие посты.

Будь и ты достоин своих выдающихся предшественников!

В настоящее время обучение по специальности осуществляют (ФИО).\" За этим текстом должны пойти напутствие и пожелания от профилирующей кафедры, учитывающие специфику специальности.

Концовка может быть такой: \"Пусть эта памятка будет напоминать тебе о годах учебы на первых курсах, с её волнующими встречами и переживаниями. Не только напоминать, но и призывать к дальнейшей напряженной работе по освоению знаний, ответственности за выполнение заданий, к неустанному совершенствованию себя как человеческой личности.

Будь счастлив и на всем дальнейшем тернистом жизненном пути в грядущее будущее!\"

По-моему, такая памятка будет способствовать усилению чувства самоуважения у её обладателя, создаст определенный стимул для повышения качества учебы, преумножит чувство гордости за свою alma_mater.

В этом документе будет отражена и преемственность поколений, о чем будут свидетельствовать имена выдающихся предшественников и учителей.

Представится возможность и в дальнейшем, в зрелом возрасте, брать этот документ в руки и погружаться в пролонгированные воспоминания о ярких днях молодости, колоритной студенческой жизни.

Если будет одобрена целесообразность вручения студентам третьего курса такой памятки, то разделы текста статьи, касающиеся этого документа, можно рассматривать как его проект.

Может быть, целесообразно объявить конкурс на лучшее оформление памятки, её название, формат и текст, который, наверное, должен быть эмоционально приподнятым, затрагивающим сокровенные струны души молодого человека и соответствовать специальности.

Представляется, что процедура поздравления и вручения памятки в начале занятий на третьем курсе может вылиться в запоминающееся событие, осуществляемое в духе лучших старых и новых студенческих праздничных традиций, что и хотелось бы пожелать!

А.Г.БАКИРОВ,
Заслуженный профессор ТПУ.