Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Самостоятельная работа и информационный поиск

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.

А. Дистервег

Преобразование учебного процесса в сторону большой доли самостоятельной работы должно способствовать тому, что у студента появляется значительная мотивация к учебе, к использованию информации. Введение в образовательный стандарт резкого сокращения аудиторных занятий заставит преподавателей выносить часть вопросов на самостоятельное изучение. Самостоятельная работа становится одним из основных методов обучения в вузе. Поэтому особенно актуален вопрос обучения студентов самостоятельному поиску информации. Написание рефератов, выполнение контрольных, домашних заданий, подготовка курсовых и дипломных проектов требуют использования информации. Поэтому во всех библиотеках обучение поиску информации является одним из приоритетных направлений. Неумение найти книгу, неспособность самостоятельно подобрать литературу к реферату, курсовой, дипломной работе, неумение грамотно оформить свои записи – обычное явление.

Привитие навыков самостоятельного поиска информации, работе с книгой, т.е. умение учиться самому – одна из главных проблем сегодня. Во всех российских (и зарубежных) библиотеках проводятся курсы различного объема по обучению поиску информации (от 4 до 100 часов). Как показывает практика, содержание и объем учебных программ в большой степени зависит от «окружения», т.е. специфики и традиций конкретного учебного заведения.

Обучение студентов поиску научно-технической информации в НТБ ТПУ ведется с 1974 г. До начала 90-х годов занятия со студентами I – III курсов проводились по 12-часовой программе. На данный момент занятия проводятся только со студентами I курса всех факультетов в объеме 4-х часов. Главные задачи курса:

  • научить ориентироваться в фондах НТБ;
  • научить подбирать литературу по теме реферата, учебной работы по каталогам и картотекам библиотеки, правильно заполнять требования на книгу, журнал;
  • привить навыки элементарной библиографической грамотности в области оформления цитат и ссылок на литературу и библиографического описания документов.

Курс сориентирован на самостоятельную работу с литературой, что является необходимым условием навыка учебного труда. Сейчас библиотека решает вопрос организации обучения поиску информации в электронных базах данных.

После долгого перерыва возобновлены занятия с аспирантами. Они включены в работу «Школы молодого ученого» и проходят по расписанию. Однако даже эффективное обучение не решит полностью проблему овладения пользователями навыками информационного поиска. Для этого необходимы встречные усилия преподавателей, научных сотрудников, которые работают со студентами. Информационную подготовку нестуденческих категорий потребителей не следует рассматривать обособленно, поскольку именно в профессиональной среде преподавателей, сотрудников университета формируются знания и опыт, передаваемые студентам. Преподаватель выступает в роли организатора и руководителя самостоятельной работы студента.

Библиотека имеет долговременный опыт (с 1989 г.) так называемых «интегрированных занятий», когда занятия по информационному поиску проводятся в рамках учебной дисциплины. Такая форма проведения занятий вызывает повышенный интерес и повышенную ответственность у студентов. В настоящее время библиотека разрабатывает цикл консультаций для преподавателей и научных сотрудников с целью ознакомления с электронными информационными ресурсами.

Проведение занятий и консультативной работы по обучению поиску информации помогают студенту в самообразовании и успешном овладении учебным материалом, а преподавателям – развитию у студентов способности к непрерывному образованию, а также осуществлению конкретной помощи в подборе литературы.

Н. КУБРАКОВА,
зав. информационно-библиографическим отделом НТБ.