Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Подобные специалисты просто необходимы

На сегодняшний день Кафедра педагогических измерений - самая молодая в Томском политехническом университете. Занимается она очень необходимым для ТПУ и системы образования делом - подготовкой тестологов и специалистов в области педагогических измерений. Большой интерес к подготовке тестологов высказывают представители других регионов России, что позволяет говорить о том, что тестология - наука в современной России востребованная.

О работе своего подразделения нам рассказывает заведующий кафедрой О.Е.Пермяков.


- Во-первых, я хотел бы отметить, что подготовкой тестологов и специалистов в области педагогических измерений в нашей стране занимается всего две кафедры: кафедра тестологии в Российском университете дружбы народов (РУДН) и кафедра педагогических измерений в ТПУ. Этот факт говорит о высоких заслугах и признании Томского политехнического университета.

Первый семестр - 16 недель обучения, я считаю, прошел успешно. На основании приказа ректора ТПУ, были приняты 26 слушателей, обучающихся на очном обучении, и 21 вечерник. Среди них есть и заведующие лабораториями, и инженеры, доценты и ассистенты. Из семи сотрудников кафедры, осуществляющих учебный процесс, - один профессор, три доцента, ассистенты и инженер.

За первый семестр прослушали шесть дисциплин: \"Психология и педагогика\", \"Математико-статистические методы в педагогических измерениях\", \"Психологическое тестирование\", \"Измерение в образовании\", \"Теоретические основы педагогических измерений\", \"Теория и практика конструирования тестов\", \"Психологическое тестирование\". Кафедра использует все виды учебных занятий. Были и лекции, и практики, и лабораторные, в перспективе - выполнение выпускной квалификационной работы.

После окончания семестра и успешной сдачи сессии началась трехнедельная практика, которую они проходили в Центре оценки качества образования Томской области. Предметами практики стали репетиционные экзамены по подготовке к ЕГЭ в школах г. Томска.

Затем, в течение второго семинедельного семестра, слушатели будут углубленно изучать две дисциплины: \"Применение тестов\" и \"Компьютерные технологии в тестировании\". Кроме этого, будет проводиться усиленный практикум по конструированию тестов. А в июне состоится защита выпускных квалификационных работ. При их подготовке перед слушателями ставятся разные задачи. Одним нужно разработать свои тесты, апробировать их на студентах, получить результаты, просчитать их по имеющимся методикам, и в конце концов сделать вывод о качестве тестов и уровне учебных достижений студентов. Другие обучающиеся, которые по роду своей деятельности не ведут учебный процесс, обсчитают на практике массивы данных по ЕГЭ и сделают выводы о качестве применяемых контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Эта практическая работа и послужит проверкой знаний, имеющихся у выпускников нашей кафедры. В дальнейшем с их помощью в ТПУ будет модернизироваться рейтинговая система и итоговый контроль знаний студентов введением в них элементов независимой аттестации, что, кстати, и требуется в соответствии с системой менеджмента качества ТПУ. Я считаю, что для нашего вуза было бы идеальным вариантом, если бы каждый преподаватель обладал квалификацией тестолога-специалиста в области педагогических измерений. При этом снизится субъективность в оценке уровня учебных достижений студентов, что приведет к повышению качества обучения, потому что учебные достижения станут оценивать не те преподаватели, которые обучают, а независимые эксперты.

В процессе обучения на нашей кафедре вдобавок к основному роду деятельности слушатели получают дополнительную квалификацию \"Тестолог, специалист в области педагогических измерений\".

По отзывам самих обучающихся, учебный процесс достаточно интересен, но сложен, потому что используется много математической статистики, без которой качество педагогических измерений можно поставить под сомнение. Ведь только в соответствии с математическими законами статистики можно дать заключение, что какие-то конкретные тесты имеют право на существование. Это и есть основа стандартизации, которая будет гарантировать при ответах на тесты равные условия для всех тестируемых.

Конечно, нам интересно было послушать и мнения самих обучающихся.

Оксана Павловна Кабрышева с кафедры АНЯ ИЯК рассказала нам, что тестирование для сотрудников их института - дело не новое. Практически оно применяется, но вот знания теории, как оказалось, было маловато. Написать-то можно любой тест, но как потом интерпретировать результаты - не всегда понятно. Процесс обучения, по мнению Оксаны, поставлен хорошо, да и сама профессия тестолога весьма перспективна.

Зоя Александровна Ковтун (кафедра прикладной физики ФТФ) отметила, что сейчас система тестовых проверок завоевывает многие области знаний. \"Лично я узнала для себя много нового. Разбирающиеся в тестах и хорошо знающие свой предмет люди смогут непосредственно на своих рабочих местах внедрять эту систему. Во время учебы мы получили много психологических знаний и, что меня удивило, нам преподавали очень много математики. Существует такое мнение: тест - это вопрос и ответ на него. Но чтобы создать хороший тест, нужно апробировать систему в течение нескольких лет. В процессе обучения нас этому и учат\".

Новая специальность, появившаяся в нашей стране, думаем, совсем скоро завоюет образовательный рынок. И не потому, что ее продвигают, а потому, что потребность в ней год от года будет возрастать - по объективным причинам.

Яна АНЕЧКИНА.