Свою первую круглую дату - 10 лет - отмечает кафедра русского языка Томского
политехнического. Но есть еще одна круглая цифра, о которой может с гордостью
сказать коллектив кафедры, - здесь с помощью преподавателей и методистов великий
и могучий изучали в общей сложности более 200 иностранных граждан из 15 стран.
И есть еще одна примечательная дата - обучение иностранных студентов русскому
языку на кафедре успешно ведется уже 9 лет. Об особенностях преподавания русского
языка как иностранного, о том, какие студенты были и есть на кафедре-юбиляре,
и о многом другом рассказала нашему корреспонденту старший преподаватель Вера
Ивановна Моторина.
- Вера Ивановна, каким был первый студент, изучавший русский язык на вашей
кафедре?
- Самым первым у нас был не студент, а аспирант из Китая - Хан Вей. Он
здесь закончил аспирантуру и сейчас работает в Цзилиньском университете, оказывает
помощь в обмене студентами между нашими вузами.
- Скажите, как организовано обучение русскому языку на кафедре?
- Обучение русскому языку на кафедре ведется с учетом выбранной студентами
будущей специальности, что позволяет им после подготовительного отделения учиться
не только в ТПУ, но и в других вузах страны. Большую роль в качестве обучения
играет профессионализм преподавателей. Все наши сотрудники прошли курсы повышения
квалификации и имеют большой опыт работы с иностранными студентами. Почти все
уже имеют право тестировать иностранных граждан на первый уровень владения языком.
На самой кафедре мы постоянно проводим методические семинары, старшие преподаватели
делятся с молодыми своим опытом. Словом, мы постоянно учимся вместе с нашими
студентами.
- Что легче всего дается вашим студентам при изучении русского?
- У всех по-разному. Очень часто это зависит от методики преподавания иностранного
языка на родине наших студентов. Если в Китае, Вьетнаме и Корее учебный процесс
предполагает изучение языка в большей степени через таблицы, письменные задания,
чтение, то и грамматика, например, падежная система русского языка студентам
из этих стран дается легче, чем устная речь. В то время как студенты с Кипра,
из Германии и других европейских стран в силу других подходов к обучению иностранным
языкам, а может быть, и своего темперамента больше общаются, для них важна сама
коммуникация, им легче дается устная речь, порой они даже не задумываются о
том, как сказать. Они более раскрепощены, и поэтому опыт общения на русском
языке приходит к ним раньше и само общение дается им легче.
-
У вас обучаются только студенты?
- Не только студенты и аспиранты, у нас проходили языковую стажировку и
дипломаты.
- А можно подробнее?
- В РНЦ приезжали три сотрудника посольства Германии в Москве. В программе
их визита была обозначена и стажировка по русскому языку. В основном их интересовал
язык СМИ. Мы читали газеты, слушали радио, смотрели различные публицистические
передачи, обсуждали актуальные проблемы отношений между нашими странами. Кроме
этого, у нас приходят на занятия иностранные преподаватели, которые ведут занятия
в ИЯК. Им тоже необходим русский язык, но также заметен у них интерес и к нашим
методикам преподавания языка.
- А с чего начинается изучение русского языка как иностранного?
- С алфавита, затем звуки, слоги, сразу обучаем чтению, произношению. Изучение
русских слов начинается со знакомства с аудиторной лексикой - стол, стул, доска,
- а также с конструкциями для выражения благодарности и приветствия. Постепенно
наращивается лексический запас. Языком-посредником мы не пользуемся, то есть
все уроки проходят исключительно на русском языке.
- А между собой вне занятий на каком языке они общаются?
- Если они все из одной страны - то на своем родном. Но бывает, когда группа
подбирается многоязычная, тогда студенты вынуждены общаться по-русски, что,
несомненно, положительно влияет на уровень их знаний.
- Изучают ли ваши студенты русскую литературу?
- Конечно. Мы вместе читаем А.Пушкина, К.Паустовского, В.Шукшина, Ч.Айтматова,
В.Токареву и других. Вообще, нашим студентам нравится современная русская литература
и русская классика.
Кафедра находится в постоянном поиске – разрабатываем новые методики, формы
обучения, на занятиях активно используем аудио-, видеоматериалы, компьютерные
программы, различные ролевые игры. Кафедре всего десять лет, и у нее еще все
впереди.
Интервью: Ирина ЗАЙЦЕВА.