Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Бренд ученого-2: расскажите о себе миру

В апреле в НТБ ТПУ прошел семинар, посвященный актуальной для нашего вуза проблеме повышения цитируемости

Сергей Парамонов, к.х.н., специалист по обучению и поддержке подписчиков Thomson Reuters, рассказал политехникам о необходимости создания и утверждения бренда ученого, а также об инструментах, которые позволяют расширить возможности публикации своих научных результатов. Продолжаем публикацию рекомендаций от него по этой теме.

Публикуемся — для чего и где?

Ключевым моментом при создании стратегии публикаций является ответ на вопрос: для чего публиковаться? Если для галочки – это одно, но если в качестве цели поставлена задача создания своего бренда и расширения читательской аудитории, то потребуется скоммуницировать результаты своей деятельности научному сообществу, то есть поделиться с другими учеными своими наработками, и, таким образом, создать репутацию в научном мире. В этом случае следующим шагом является ответ на вопрос: где я публикуюсь сейчас, а где я хочу видеть свои статьи в будущем? Четкое понимание цели позволит легко сформировать стратегию ее достижения.

Существует такой аналитический инструмент для оценки журналов, как Journal Citation Reports (JCR). Это ежегодные отчеты по цитированию журналов, которые публикуются Thomson Reuters на основании информации о цитировании в Web of Science. (Напомним, что база данных Web of Science доступна политехникам с ноября 2013 года. Доступ к платформе возможен с любого компьютера в университетской сети — на сайте библиотеки, на первой страничке справа www.lib.tpu.ru, а также за пределами университета через логин и пароль доменного пользователя ТПУ ezproxy.ha.tpu.ru:2048/login?url=http://apps.webofknowledge.com) Один из самых известных индикаторов в отчетах JCR — импакт-фактор журнала.

Импакт-фактор как дробь

Импакт-фактор — это показатель, который практически все журналы выставляют на главной странице своих сайтов. Определяется он по довольно простой формуле. Прежде всего, это дробь. В знаменателе стоит количество статей, которые были опубликованы в этом журнале за два предыдущих года. В числителе — количество цитирований этих статей в последующем году (в этом журнале и во всех остальных журналах, имеющихся в базе данных Web of Science). То есть если мы рассматриваем импакт-фактор 2012 года, то в знаменателе будет стоять количество публикаций в 2010 и 2011 годах, а в числителе — количество цитирований этих публикаций в 2012 году. Таким образом, импакт-фактор — это среднее цитирование одной публикации в выбранном журнале за определенный период времени. Импакт-фактор зависит от числителя, то есть от количества цитирований, а цитирование, в свою очередь, зависит от объема читательской аудитории. Именно поэтому российские авторы имеют низкое цитирование — у них аудитория довольно ограниченная.

Не надо забывать, что это количественный показатель, который, прежде всего, оценивает и характеризует широту читательской аудитории журнала и интерес к нему, но не самого ученого. То есть в журнале есть статьи, у которых цитирование выше среднего, и статьи, у которых вообще может не быть цитирования. Сам факт публикации статьи в журнале с импакт-фактором не гарантирует цитирование статьи. Более того, на цитирование требуется время. Опубликовать материал можно сегодня, а цитировать его могут начать только через год-два-три.

Импакт-фактор очень специфичен для каждой предметной категории. Например, в генетике или химической медицине огромное количество публикаций и цитирования, самый высокий импакт-фактор у журнала онкологии — 153. А если взять такой предмет, как история, то самый высокий импакт-фактор в этой категории — 1,1. И, несмотря на то, что цифры существенно отличаются, каждый из этих журналов является самым цитируемым в своей отрасли, и сравнивать их некорректно.

Выбираем стратегию публикаций. Вопрос научной этики: одна статья — в один журнал

Составив список журналов в необходимой вам категории, нужно разбить его на 4 диапазона по 25 % по уменьшению импакт-фактора (Q1, Q2, Q3, Q4) и можно создавать стратегию своих публикаций. Выделяются три основные сценария стратегии публикаций. Агрессивная стратегия публикаций предполагает выбор журналов из Q1, то есть это первые 25 % журналов с самыми высокими импакт-факторами. Это самая эффективная с точки зрения получения цитирований стратегия: у журналов с высокими импакт-факторами большая аудитория, поэтому и высок шанс. Но это и самый сложный путь: высокоимпактные журналы предъявляют к материалам очень высокие требования. Умеренная стратегия с этой точки зрения является более доступной: журналы из Q2 и Q3 предъявляют не такие высокие требования и тем не менее являются очень уважаемыми изданиями с устоявшейся аудиторией. Наконец, самая консервативная, уверенная и самая длительная стратегия предполагает такой выбор журналов из Q4, при котором последовательно увеличивается импакт-фактор с каждой новой публикацией. В реальности можно комбинировать эти сценарии и формировать свою стратегию в соответствии с текущими целями и задачами.

Признаки качественной статьи

Правила для авторов публикуют обычно на сайте журнала. Чем выше импакт-фактор журнала, тем ревностнее он их соблюдает. На сайте можно узнать подробнее о тематике журнала, платности публикаций, правилах по оформлению текста, иллюстраций, формул, правилах по оформлению ссылок в тексте и списка ссылок и так далее.

Если статью одобрил редактор и отправил ее рецензентам, то пройдено уже полпути. Нужно помнить, что замечания неизбежны, поэтому аккуратно вносите правки в текст, не пропуская комментариев, отстаивайте свою правоту, если уверены, и наберитесь терпения.

Редакторы журналов могут назвать ряд критериев, определяющих хорошую качественную статью. Это убедительная аргументация, актуальное содержание, достоверность фактов, логика повествования, правильное оформление текста и библиографии и т.д. Требуется указывать источники информации и описывать процедуру проведения тестов/экспериментов, подробно описывать результаты и/или подтверждающие их документы.

Самое пристальное внимание стоит обратить на название статьи! Первое впечатление читатель получает именно по нему. Оно должно быть емким и конкретным, должно описывать идею, которую вы хотите донести до аудитории.

Затем аннотация — это инструмент для более близкого знакомства с темой, некая миниатюра, отсылка к тексту. Для аннотаций есть даже правила ГОСТа: первое предложение описывает актуальность и новизну исследования, потом два предложения – его суть, и еще в одном предложении концентрируются основные выводы и применение результатов на практике. Это простая, но очень эффективная схема.

Отдельное внимание ключевым словам — это еще один инструмент для поиска читательской аудитории. Если журнал дает 10 ключевых слов, надо использовать их по максимуму — в названии, аннотации и т.д. Желательно, чтобы адрес электронной почты соответствовал образу ученого, а не звучал как kisa@... — может, это скучно, но маленькая деталь дополняет имидж. Единый вариант подписи статей существенно облегчит поиск ваших материалов. У российских ученых есть преимущество — три идентификатора имени: фамилия, имя, отчество.

Следите за тем, чтобы Ф. И. О. соавторов тоже правильно были написаны — это вопрос научной этики. И всегда надо указывать название университета, причем в правильной форме его написания — это большой плюс и учёному, и вузу.

Удачи! Главное — начать!

Справка

На русскоязычном портале wokinfo.com/russian можно найти дополнительные обучающие материалы, а также зарегистрироваться на онлайн-семинары wokinfo.com/russian/training.

Ресурсы Thomson Reuters для научных исследований:
• webofknowledge.com
• myendnoteweb.com
• researcherid.com
• wokinfo.com/Russian
• sergey.paramonov@thomsonreuters.com