Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Если хочешь Быть здоров...

Знаете ли вы, что в результате того, что человек мало двигается в течение пяти и более лет, продолжительность его жизни сокращается на 10 - 11 лет? Малая подвижность - это 15 - 16 часов в сутки, проведенных в положении сидя и лежа. Вы не находите, что такой «режим» характерен для студенчества?

В настоящее время установлено, что двигательная активность и состояние суточного ритма физиологических функций (мускульной работы) у человека тесно связаны между собой.

Двигательная активность является эволюционно обоснованным условием жизни, так как она на всех возрастных этапах сохраняет здоровье, поддерживает работоспособность, обеспечивает условия для долголетия.

Каждый из нас должен знать, что утренняя зарядка просто необходима. Ведь она должна «умыть кровью» более шестисот мышц человеческого тела, которые являются помощниками сердца.

В стиле жизни любого человека от рождения до старости рациональный двигательный режим должен занимать приоритетное место. Однако, у современного студента все обстоит иначе. Подростки мало двигаются, и чем старше они становятся, тем меньшую часть времени проводят в движении. По нашим данным до 85% времени студенты находятся в состоянии практической недвижимости. Создающийся при этом дефицит двигательной активности формирует явно выраженную гиподинамию. А ведь именно гиподинамия, а иначе, недостаток движения, по данным Всемирной организации здравоохранения, оказывает самое существенное влияние на здоровье человека. А уж за ней следуют неправильное питание, вредные привычки и неблагоприятная экологическая обстановка.

Исследователями установлено, что уровень двигательной активности студентов в соответствии с нормами должен составлять для юношей и девушек соответственно 25 - 30 и 20 - 25 тысяч шагов в сутки, а проводить время в движении и те, и другие должны не менее 3 - 4 часов. Время, надо сказать, немалое, учитывая занятость студентов. Учебный день современного студента с учетом выполнения домашних заданий и посещением факультативов равен 12 - 14 часам в сутки.

Мы приводим данные, которые отображают примерное распределение бюджета времени студента-политехника.

Их анализ показывает, что 20 часов в сутки основная масса студентов либо сидят, либо лежат (во время сна). Настоящая же двигательная активность занимает не более 1,5 часов в сутки. И это, в основном, действие по передвижению из дома или общежития на занятия и обратно. Или время переходов из корпуса в корпус. А в период сессии и эти «вылазки» уменьшаются, и студент в позе «лежа-сидя» проводит до 22 часов в сутки. С учетом «хронического недосыпания», нарушений режима труда, отдыха, питания и других факторов, связанных с образом студенческой жизни, нервно-психологическое напряжение обеспечено.

Возникает закономерный вопрос: «Что делать?». Немало для решения проблемы делает администрация вуза. Так, неоценимую помощь студентам в борьбе с гиподинамией в нашем университете оказывает кафедра ФОЦ (заведующий кафедрой В. Т. Иванов). В политехническом, вплоть до 4 курса, по 4 часа в неделю проводятся занятия по физической культуре со сдачей экзаменов. Регулярно организуются соревнования, Спартакиады. Интенсивно работает спорткомплекс «Политехник», который посещает большое количество студентов, занимающихся различными видами спорта. Еженедельно через него проходят несколько тысяч учащихся. В зимний период большой популярностью среди студенчества пользуется лыжная база, хорошо оснащенная спортивным инвентарем.

Большое внимание руководство университета уделяет и развитию спортивных центров непосредственно в студенческих общежитиях (руководит этой работой А. В. Водопьянов). Такие центры способствуют приобщению студентов к физкультуре в условиях дефицита времени.

А что же в этом направлении делают сами студенты? Мы провели небольшое исследование, в ходе которого было опрошено около 200 политехников разных факультетов, специальностей и курсов. Выяснилось, что утреннюю физзарядку делают не более 3 - 6% учащихся. В то время как в вузах США, Японии, Германии эта цифра поднимается выше 70%. Чем опрошенные нами студенты объясняют такую пассивность? Преимущественно ленью, дефицитом времени и неверием в то, что утренняя зарядка эффективна и действенна. Небольшое количество студентов занимается и в секциях -всего 4 - 5%.

А если обратить внимание на поведение учащихся во время учебного дня! Мы увидим, что после первого часа учебной пары из аудитории выходят всего несколько человек. Остальные остаются, слегка подремывая, в прежней позе сидя. То же самое происходит и между парами, в случае, если нет перехода в другую аудиторию. А студент, перемещающийся из главного корпуса в десятый при помощи автобуса? Разве редкость? А ведь, поступая таким образом, он игнорирует возможность немного размяться, убыстряя шаг или даже устроив себе небольшую пробежку.

Виктор Иванович Елгазин,
ветеран ТПУ, в прошлом доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности