Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

По ту сторону баррикады

Длинный университетский коридор, знакомая и вместе с тем пугающая аудитория. Здесь еще не так давно были лекции, где каждый занимался своим делом: кто-то добросовестно внимал преподавателю, кто-то выяснял какие-то проблемы с приятелем, а другие доделывали практическую работу. В общем, было довольно весело. Закончились лекции - незаметно подкралась сессия со всеми ее сюрпризами, особенно если это первая сессия. Кто знает, чего от нее ждать.

Вот и испытываешь волне ние: и ладошки влажные, и тетрадь предательски дрожит в руках. Тем более, преподаватель молодой и амбициозный, ведь ему нужно показать «кто здесь главный». А сам наверняка впервые зачет принимать будет.

Только вот он в более выигрышном положении, чем студенты: ему не тянуть билет и не отвечать на вопросы, которые, кажется, впервые видишь в глаза. Еще наверняка и измываться будет, ведь понравится же спрашивать что-нибудь эдакое, что если ответа не знаешь, то уже и не придумаешь и тем более не найдешь на потолке.

Но так ли уж ему хорошо там, за преподавательским столом? Так ли уж он мечтает устроить студентам «утро стрелецкой казни»? А вдруг он боится и переживает ничуть не меньше первокурсников, ведь у него тоже первая сессия и первый зачет. И не в такой уж он «своей тарелке». Ну представьте, придут студенты, которые совсем не намного младше его самого, и все же считают себя умнее преподавателя, тем более, он совсем «зелененький».

За д-о-о-о-лгий семестр преподаватель понял, что это далеко не простые ребята и с ними ухо нужно держать востро, иначе жди какой-нибудь подвох. Да к тому же он наверняка догадывается, что если слишком строго относиться к студентам, за ним надолго закрепится какое-нибудь ужасное прозвище, что-то вроде «скряги», только гораздо обиднее.

А с другой стороны, если поставить зачеты, как говорится, «на халяву», то расположения подопечных добиться можно, но вот уважения вряд ли. Поэтому простаком тоже быть не следует. Вот и ломай голову, что да как.

Что поняла для себя я во время первого учебного семестра в качестве преподавателя? Несколько правил, которые сделают рабочие будни гораздо легче. Во-первых, конечно, можно быть строгими, но не следует забывать, что студенты тоже люди, и немного справедливости не помешает.

Во-вторых, не нужно быть «лопухом» с самых первых занятий, ведь именно тогда складывается мнение о преподавателе и соответствующее отношение к нему, которое изменить в дальнейшем практически невозможно.

В-третьих, обязательно потренироваться дома перед зеркалом и научиться делать умное, думающее, немного строгое лицо. Это очень пригодится на зачете.

В-четвертых, командирский голос следует сначала испытать на домочадцах, а уж потом на студентах. Ну, и последнее, накануне зачета нужно тщательно поработать над автографом, он должен быть красивым и не портить зачетки, и к тому же замысловато-сложным, так, на всякий случай.

Евгения Шмелева,
ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ГФ