Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Качество знаний – фундамент карьеры

Алексей КОТЕЛЬНИКОВ,
технический директор, член правления филиала Ассоциации, выпускник ТПИ.

Развитие ОАО «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева» неразрывно связано с Томским политехническим университетом. Связи университета с производством проявлялись в различных сферах деятельности: с ХТФ – огнеупорная керамика, с ИЭФ – решение экологических проблем, с ЭЛТИ – решение вопросов по электротехнике, с МСФ – вопросы технологий и материаловедения и т. д. В своё время завод и ТПУ сотрудничали и в сфере создания новой горной техники.

Профессора О.Д. Алимов и П.М. Алабужев приняли непосредственное участие в исследовании и разработке ручных бурильных машин совместно с заводскими конструкторами, и их идеи были воплощены в опытные и серийные образцы. Но главным вопросом взаимоотношений был и остается вопрос подготовки кадров. К нам на завод приходят молодые специалисты, а ученые и преподаватели вуза помогают повышать квалификацию. В последние годы в университете прошли переподготовку многие инженеры и специалисты экономических служб завода.

Основной костяк инженерно-технических работников ОАО «ТЭМЗ» составляют выпускники Томского политехнического института, покинувшие стены Альма-матер в конце восьмидесятых годов. В основном это выпускники машиностроительного факультета, но есть электромеханики, электроэнергетики, теплотехники, химики, теплофизики и экологи. Наличие такого разнообразия специалистов объясняется спецификой производства. На заводе производится продукция для горной отрасли, для строителей, металлургов, метрополитена, нефтяников.

Выпускники, работающие на заводе, в основной массе проявили себя достойно, и знания, полученные в институте, применили в лучшем виде. Накопив опыт работы на производстве и став специалистами с большой буквы, они стоят у руля – от генерального директора до рядового технолога и конструктора.

Полученные в вузе знания помогают им успешно решать производственные задачи. Завод постоянно принимает на практику студентов Томского политехнического университета, предоставляя им рабочие места в цехах и отделах. Руководят практикой квалифицированные специалисты, обеспечивая студентов всеми необходимыми материалами. Практиканты имеют возможность ознакомиться с передовыми технологиями и оборудованием, новыми конструкциями и методами их испытаний в заводских лабораториях. Студентам, проявившим свою компетентность и знания, предоставляется возможность подробнее познакомиться с заводской атмосферой и в будущем остаться в заводском коллективе. В.А. Фролов окончил университет три года назад. Сегодня он занимает должность ведущего инженера-технолога отдела главного технолога. Выпускник 2009 г. А.И. Лозовик работает в должности механика цеха по обработке и сборке вентиляторов. Многие другие вчерашние выпускники сегодня занимают руководящие должности. Молодые специалисты, пришедшие на завод и проявившие свои способности и знания, имеют перспективы быстрого продвижения по служебной лестнице.

В настоящее время в России наблюдается спад промышленного производства. К сожалению, годы перестройки и кризис не прошли бесследно, и в некоторых областях рынка появились незаполненные в настоящее время ниши, в частности, рынок машиностроительной продукции.

Границы постепенно открываются, на заводе разворачиваются новые направления в создании машин, отвечающих современным требованиям. Успешное решение задач возможно, если только есть главный ресурс – люди-специалисты. И в этой связи завод рассматривает ТПУ как основную кузницу кадров.

Начиная с 2004 г. руководство завода планомерно реализует долгосрочную программу по модернизации предприятия. Разрабатывается и осваивается в производстве новая, отвечающая современным требованиям, продукция. Для эффективного использования потенциала оборудования требуются высококвалифицированные инженерные кадры.

К сожалению, высшая школа сегодня не может предложить готового специалиста для работы с оборудованием этого класса. Для ликвидации такого пробела в подготовке студентов на заводе создан учебный центр, оборудованы рабочие места, укомплектованные компьютерами с необходимым пакетом программ, объединенных в единую сеть с выходом на станок. Теперь студенты, прослушав теоретическую часть в стенах учебного заведения, на практике тренируются в программировании обработки на станках. Заводские специалисты помогают составить реальную версию про- цесса. Демонстрационное оборудование учебного центра позволяет проводить масштабные презентации, наглядно демонстрировать преимущества того или иного продукта. Эти возможности были высоко оценены специалистами фирм- производителей инструмента ISCAR (Израиль) и SEKO (Швеция), проводивших семинары на заводе.

Совершенно очевидно, что только совместная работа университета и завода позволит поднять качество подготовки инженеров на более высокий уровень, отвечающий современным требованиям. Необходимо отметить, что в настоящее время сложились объективные условия для интеграции учебного процесса в реальное производство. В этом заинтересованы и высшая школа, и развивающиеся предприятия. Можно с уверенностью утверждать, что молодые специалисты, получившие университетское образование и прошедшие практическую подготовку в учебном центре на заводе, будут быстро адаптироваться к условиям реального производства и станут инженерами, отвечающими требованиям нашего времени.