Владимир Павлович Мельниченко - заслуженный работник культуры РФ, преподаватель (дирижер хора) и директор Томского музыкального училища. С 1964 г. и до середины 80-х годов - дирижер и художественный руководитель народного коллектива - оперной студии ДК ТПИ.
Ирина Аркадьевна Рябова - преподаватель ТМУ (дирижер хора), хормейстер оперной студии. Так сошлись звезды, так решили люди, и в 1945 году в Томском политехническом институте появился хор рабочих и служащих, которому суждено было стать единственным в Сибири и одним из немногих в Советском Союзе народным оперным театром. Он собрал могучие, уникальные таланты - самородки, соединил жар сердец и преданность музыке. О том, как это было - вспоминает семейный музыкальный дуэт - Владимир Павлович Мельниченко и Ирина Аркадьевна Рябова.
В.П.: - Я приехал в Томск в 1960 году после окончания Горьковской консерватории. Однажды в дирижерском классе ТМУ распахнулась дверь, и вошла Мария Ивановна Иванова - создатель и руководитель оперной студии ДК ТПИ. Женщина бесконечного обаяния, настойчивая, добрая - она предложила мне стать музыкальным руководителем коллектива. Я согласился по двум причинам: Марии Ивановне невозможно было отказать, и я втайне давно мечтал об опере!.. Уже в начале 60-х об оперной студии ДК ТПИ по Томску ходила добрая слава, и я бывал на их концертах.
То, что я услышал в реальности - меня порадовало. Голоса были хорошие, желание петь - огромное. Мы принялись за «Риголетто», и это было совместное творчество. Мне вместе с певцами пришлось досконально изучить оперу.
Нам повезло - над музыкальным материалом тогда (и впоследствии, в постановке других произведений) с певцами работали изумительные концертмейстеры-профессионалы, о которых мог мечтать любой оперный театр: Евгения Выгон, Валерий Николаев, Тамара Царегородцева, Елена Фефелова, Лия Ращупкина.
Казалось, сама судьба собрала в Оперной студии уникальные голоса. Это были политехники. Они работали, преподавали в ТПИ. Природа одарила их божественным талантом, огромной любовью к музыке, а собрала всех вместе Мария Ивановна! Они ждали репетиций как чуда, с ними можно было работать хоть каждый день!
И.А.: - Они всегда удивлялись: Владимир Павлович не только досконально знал музыкальный материал, но и мог в нужный момент спеть любую арию (за сопрано, тенора, баса), за любого певца! Он сам имел очень хороший голос - профессиональный, идеально поставленный. Исполнители доверяли ему бесконечно - говорили: «Владимир Павлович нас учит правильно!” А он очень строго относился к голосу, интонации - если были погрешности в пении, требовал идеальной выучки партии, гармоничного сочетания голосов в ансамбле.
Это отнимало массу времени, но результат получался необыкновенный. Судите сами - с нашими подопечными мы поставили оперы: «Риголетто» Д.Верди, «Алеко» С.Рахманинова, «Фауст» Ш. Гуно, «Служанка-госпожа» Л.Перголези, «Моцарт и Сальери» Н.Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П.Чайковского, «Кармен» Ж.Бизе, «Севильский цирюльник» Д.Россини. Владимир Павлович занимался с солистами, а я готовила хор оперной студии. В его составе была студенческая молодежь - талантливая, поющая. Студенты ТПИ любили оперный жанр, благодарили за то, что их «вытянули» на эту художественную высоту. Оперная студия гордилась своим собственным танцевальным коллективом, который возглавила Вера Ивановна Одинцова - сестра Марии Ивановны. Наши танцоры были бесподобны – они украшали оперные постановки!
В.П.: - Работать было необычайно интересно, приятно. К счастью, в наборе голосов была вся оперная партитура: тенора - Геннадий Кокаревич и Геннадий Фомин, множество баритонов (среди них - Альберт Адам), бас - Эдуард Декало. Изумительные женские голоса… Это были подлинные, редкие самородки.
И.А.: - Я была просто поражена – как звучали эти голоса, как талантливо исполнители «вживались» в роли!
В.П.: - Первым из лучших вспоминается Эдуард Декало. Превосходный бас - бархатный, сильный. Он пел ведущие оперные партии - Мефистофеля, Сальери, Дона Базилио, достигая в сценическом воплощении шаляпинского масштаба!
И.А.: - А Инночка Климова - сопрано! Ой, какой у нее был красавец-голос! Сначала она ходила ко мне в хор. По профессии - художница (работала на Томском телевидении), она оформляла нашу оперную сцену. Пела изумительно, талантливо, бесподобно!
В.П.: - А Геннадий Фомин! Настоящий оперный тенор. Пел все ведущие партии - в «Пиковой даме», «Онегине», «Риголетто», «Травиате»…
И.А.: - Мария Маркова! Исключительный, шикарный голос. С большим диапазоном, насыщенным тембром. А как превосходно звучал голос у Галины Сергеевой! Не случайно вместе с Инной она стала лауреатом Областного конкурса вокалистов.
В.П.: - Прекрасная певица – Вера Пантелеева. Ее голосом восторгались приезжие профессионалы из оперных театров страны. Она пела Маргариту, Травиату, Розину. Артистичная, гибкая, удивительная…
И.А.: - Имея таких самородков, Мария Ивановна пригласила в оперную студию настоящего режиссера – Ольгу Павловну Боярскую, которая работала с музыкантами увлеченно, с удовольствием.
В.П.: - Вообще, томские профессионалы необычайно внимательно и доброжелательно относились к тому, что происходило в нашем самодеятельном оперном театре. Статьи в газетах писал художественный руководитель филармонии Гарри Оганезов, с нами сотрудничал Томский симфонический оркестр: дирижер Борис Бабенко возглавил постановку оперы «Моцарт и Сальери» в Малом зале филармонии. В этом уникальном зале нам довелось отметить 30-летие оперной студии ДК ТПИ!
И.А.: - Душой нашего общего любимого дела была Мария Ивановна Иванова. Как ангел-хранитель она создала, лелеяла, оберегала оперный театр. В ТПИ она несколько десятилетий была секретарем проректоров по научной работе. Мария Ивановна собирала и приводила в ДК ТПИ лучшие голоса. Добилась того, что в Томске был СВОЙ оперный театр! Приходила на репетиции раньше всех, “болела” за каждого исполнителя. Они были ее детьми! Мария Ивановна выхлопатывала студентам стипендии, помогала доставать и делать костюмы. Случай, когда на спектакль не пришел исполнитель, отнял у нее несколько лет жизни… Она была добрейшим человеком. Какими пирогами с рыбой, какими черемуховыми тортами угощала она гостей, когда в ее доме собиралась вся оперная студия! До конца жизни она сердцем хранила свое детище…
В.П.: - Друзья и подопечные отвечали ей тем же. И по праву - ведь оперная студия ДК ТПИ была их второй, а у кого-то и главной жизнью!..
Записала Вера ТИМОФЕЕВА.