Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

И было весело, и был Праздник

На первый взгляд, это было просто стечение обстоятельств. Ну совершенно случайно, осенью 1973 года собрались студенты УОПФ (не все, а только несколько) вместе и объявили о создании театра со скромным названием \"Сегодня студент смеется\" (а когда ему, бедному, смеяться, как не сегодня?).

Но это только на первый взгляд. На второй, уже более внимательный, видно - ТАК БЫЛО НАДО. А иначе, зачем собирать в одном месте и в одно время Нэллу Николаеву, Люду Ковалеву, Ильдара Бекбулатова, Славу Смекалова, Тамару Шахнович, Олю Сулакшину, Галину Петрову, Наташу Жукову, Владимира Гердта и вашего покорного слугу. Это было по велению души и сердца. В другом месте и при других обстоятельствах, возможно, было бы по-другому, но получилось именно так.

Название театра обязывало. Через месяц с хвостиком была готова первая программа \"Сегодня студент смеется\". Поскольку сегодня - это вполне конкретно и актуально. Дебют был на смотре институтской самодеятельности и был удачным - мы выиграли. Особенно понравилась наша политическая сатира на ситуацию в тогдашнем Китае. Миниатюра завершалась массовым пением всем составом театра алябьевского \"Соловья\": \"Сяо-ляо-вей мой, сяо-ляо-вей, гяо-ляо-систый сяо-ляо-вей\". Народ в зале, что называется, балдел...

Политическая сатира - это неблагодарная стезя для театра. Сегодня враги, завтра друзья… Но мы об этом не знали и веселились, как умели.

Дальше сплошные инициативы. Сделали специальную программу на 8 марта 1974 года. В октябре посвящали в студенты первокурсников Томска во Дворце спорта. Курировал нас Олег Афанасьев, главреж ТЮЗа. Лично для меня это была хорошая школа. В дальнейшем наши пути неоднократно пересекались. Большое влияние на нас оказали встречи с МИПом. Мэтры Томского юмора (Марк Георгиевич Гольдшмидт, Владимир Захарович Ямпольский, братья Михаил и Борис Иосифовичи Яворские) просматривали наши программы перед отъездом на конкурсы, критиковали, советовали, и это было очень ценно.

Зимой состоялась историческая встреча с Сергеем Браславцем, студентом ТГУ, который только что создал театр \"Бонифас\". Мы договорились, что в Томске на 1 апреля 1975 года будет Праздник Смеха. И это получилось, и было весело, и был Праздник. Благодаря Сергею Константиновичу Браславцу этот Праздник продолжается в Томске уже (страшно сказать) тридцать три года.

Весной 1975 года на творческом пути театра совершенно неожиданный поворот. На смотре институтской самодеятельности (в год 30-летия Победы над фашизмом) мы представили спектакль-инсценировку \"Мы - тыла солдаты\" о студентах-политехниках в годы войны. Это было неожиданно, искренне, наивно, но это было честно. Зал ДК ТПИ был полон, несмолкаемые аплодисменты, плачущие ветераны, которые сидели в первых рядах.

Не удержишь времени,
Дни пройдут за днями,
Годы быстрокрылые
птицей промелькнут.
Где бы ни работали,
Ты повсюду с нами,
Наш Политехнический
Томский Институт!


На эти стихи Тамары Юрьевны Могилевской была нами написана песня, которой мы завершали спектакль. Лет через двадцать студенты АВТФ спели мне эту песню и гордо сообщили, что это гимн политехнического. Я поинтересовался, кто автор. В ответ: \"Слова Могилевской, музыка народная\".

Осенью 1976 году мы переехали в ДК ТПИ и организовали празднование Недели студентов. Собрали самые лучшие коллективы города. Это были театры миниатюр, вокально-инструментальные ансамбли.

Ежедневно в ДК был аншлаг. Кстати, отмечать Неделю студентов в ДК ТПИ долгое время было хорошей традицией. Окончили институт первые, кто начинал, кто создавал. На их место пришла молодежь: Женя Сельц, Сергей Акулов, Шура Турчанинов, Юра Королев, Шура Денисов

Шура Денисов - гроза общежитий ТЭФа, творил чудеса на сцене. Пришло много талантливых ребят с ТЭФа, ФТФ, ЭФФ. Театр стал выезжать за пределы Томской области. Дважды мы ездили в Ижевск на \"Юморины\". Там мы познакомились с лучшими студенческими театрами страны. Было чему поучиться, но было и чего самим показать.

Апогеем нашей карьеры как театра миниатюр стал спектакль \"Дерзай, Малыш!\". Это был симбиоз хорошего юмора (сами сочиняли, сами играли! Владимир Козлов, Сергей Титов, Виталий Бунаков, Сергей Гольдшмидт), танцев (своя хореографическая группа: Ирина Зернова, Наталья Сергеева, Ольга Поморцева), живой музыки (свой вокально-инструментальный ансамбль под руководством Сергея Рыпакова). Мы даже обзавелись собственным директором (Андрей Пыжов). Говорят, что мы подняли планку для театров \"Юморины\", но мне кажется, что это лесть чистой воды. Наш \"Дерзай, Малыш!\" был большим сюрпризом для Ижевска и Томска - совершено точно.

Далее, как в лучших своих традициях (тяга к изменениям, к новому), мы оставляем жанр эстрадной миниатюры (не насовсем, а так…) и идем в драму. Режиссером становится Валентина Исааковна Кетлина.

Далее именно она становится у твор- ческого руля театра. Спектакль \"Дерзай, Малыш!\" продолжает жить, в хореографическую группу приходят девушки с ЭФФ под руководством Светланы Клюшкиной. Театр получает звание \"Народный\", он едет на международный фестиваль в г.Ташкент, где становится лауреатом. Гастроли на БАМе и в Якутии, фестиваль в г.Горьком. Поставлены спектакли \"Тринадцатый подвиг Геракла\", \"Самый правдивый\", \"Дракон\", \"Что тот солдат, что этот\". В главных ролях блистают Анатолий Опара, Владимир Козлов, Светлана Бунакова, Сергей Титов.

Театр выходит на другой, более высокий уровень, в спектаклях иная глубина мысли, попытка философского осмысления мира и нашего места в нем. Это творческая вершина театра и его закономерный финал.

На наше место придут молодые. У них получится лучше. Еще лучше, чем у нас.

С уважением, Валерий Сорокин.