Первые сибирские высшие учебные заведения - университет и технологический институт, появившиеся в Томске в конце ХIХ века, стали крупными центрами и проводниками культуры и искусства. Однако если в Европейской России наряду с университетами существовали художественные школы, музыкальные образовательные и концертные организации, то в провинции, в Азиатской России, большинство задач общекультурного значения стали решать как раз учебные заведения.
С первых дней существования Томского политехнического жизнь преподавателей и студентов была тесно связана с музыкой. Вклад политехников в развитие музыкальной культуры сибирского края был настолько значительным, что позволил современникам-музыкантам произнести такие слова: \"Да здравствует гармония разума и сердца в человеке! Да здравствуют наука и искусство!\"
Эти слова были адресованы Томскому индустриальному институту в день его двадцатипятилетия в 1925 году.
Немного высокопарные, но вполне искренние слова лишний раз говорили о том, что не только своими выпускниками гордился наш вуз, он был известен и как очаг музыкальной культуры и нашего города, и всей Сибири. Так что сегодняшний праздник зиждется на достижениях прошлых лет.
Среди первых преподавателей технологического было много музыкально одаренных людей, а порой и профессионально подготовленных музыкантов.
Например, преподаватель В.Л.Некрасов, прочитавший первую лекцию в стенах института, был близок с семьей профессора университета, прекрасного музыканта Н.А.Александрова и мог часами вести беседы о музыке с супругой профессора, пианисткой Анной Левенсон и их сыном, гимназистом Анатолием, ставшим впоследствии крупным русским композитором. В семье профессора Б.Л.Степанова получил начальное музыкальное образование его сын Лев Степанов - также видный советский композитор. Семья Степановых была близка с семьей профессора Петра Соболевского, в которой сам Петр Константинович и его супруга, певица Ольга Мартыновна были заметными и уважаемыми лицами в музыкальном мире Томска. Список преподавателей, ценивших и понимавших музыку, может быть легко продолжен.
Особо весомым в начале ХХ века был вклад в музыкальную жизнь Томска директора Е.Зубашева, профессоров П.Микулина, П.Соболевского, преподавателей С.Жбиковского, Н.Берсеневича.
А разве можно не сказать о музыкальной деятельности первого директора технологического института. Ефим Лукьянович Зубашев был председателем Томского отделения Русского музыкального общества в 1904-1908 годах. В это время руководство музыкального общества раздирали внутренние распри между отдельными музыкантами, и во многом благодаря его принципиальности и авторитету, ситуация в музыкальных кругах Томска стабилизировалась. В эти годы в своей работе Ефим Лукьянович опирался на единомышленников-политехников. Активное участие в организации концертов принимали супруга директора Ольга Зубашева, профессор Гутовский.
Весьма часто профессора технологического, как и их коллеги из университета, читали публичные лекции в пользу различных фондов - на постройку здания музыкального училища, на стипендии томичам, обучавшимся в столичных консерваториях. В 1903 году такие лекции читали профессора А.М.Зайцев, И.В.Михайловский.
Увлечение музыкой было страстью еще одного преподавателя - Станислава Антоновича Жбиковского. Он окончил Петербургский институт инженеров путей сообщений и более десяти лет проработал в Томске. Регулярно участвуя в концертах Томского отделения Русского музыкального общества, Жбиковский приглашал своих студентов на вечера и спектакли. Скромные исполнительские возможности Станислава Антоновича не позволяли ему выступать с сольным исполнением фортепианных произведений, однако, как ансамблист и аккомпаниатор, он пользовался в городе популярностью. Он был постоянным участником благотворительных вечеров в литературных и артистических гостиных. В 1905 году вместе с другими профессорами и преподавателями технологического Жбиковский подписал протест против зверской расправы властей с участниками демонстрации 18 января 1905 года, в которой приняли участие студенты. После революционных событий 1905 года Жбиковский уехал в Красноярск, но довольно часто приезжал в Томск для участия в концертах.
В эти же годы занятия по законоведению и фабричному законодательству вел профессор И.В.Михайловский. Он также был неплохим музыкантом. Читал лекции по истории музыки для студентов и преподавателей не только своего института, но и вел занятия по истории и энциклопедии музыки в Томском музыкальном училище, занимался новыми для того времени вопросами права в культуре.
Война 1914-1918 годов и революция внесли свои коррективы в музыкальную жизнь города, но и в это время \" музы не молчали\". Устраивались благотворительные концерты. Сохранилась фотография, снятая в Актовом зале главного корпуса и запечатлевшая зрителей благотворительного концерта в помощь жертвам первой мировой войны. В первом ряду сидят профессор геодезии П.К.Соболевский и его супруга, вокалистка и педагог О.М.Соболевская.
В Томске в это время работала созданная в 1917 году Сибирская народная консерватория, и в ней обучались студенты технологического института. В 1919 году студенты пытались создать студенческое художественное общество, где был музыкальный отдел. Но просуществовало это начинание всего неделю.
Конечно, никаких клубов и Домов культуры в те далекие времена у студентов-технологов не было. Они собирались в учебных корпусах, в больших аудиториях, в Актовом зале. А крупные мероприятия проходили в лучших городских залах того времени: в Общественном собрании (ныне Дом офицеров), Железнодорожном собрании (на улице Никитинской). В газетной хронике тех лет часто встречаются либо объявления, либо рецензии о вечерах с участием студентов. Часто устраивались вокальные вечера, на которые приглашались лучшие певцы города.
Можно привести и курьезный эпизод из жизни тех лет. В эпоху \"ужасов кровавых\" неким ретивым членам томского совета депутатов в мае 1919 года пришла идея ввести налог на пианино и рояли как на предметы роскоши. Было предложено всем, у кого есть такие инструменты, вносить по 150 рублей в год с каждого инструмента. \"У лиц, не внесших деньги в указанный срок, инструменты будут конфисковываться\" – такая грозная строка была в этом постановлении. Ясно было, что профессорские семьи были первыми претендентами на этот налог - ведь почти в каждой семье профессоров и преподавателей технологического были рояль или пианино.
Постановление не распространялось на музыкальные школы и лиц, для которых музыкальный инструмент служил средством к существованию. Заметим, что жены некоторых профессоров-политехников были известными преподавательницами музыки. Среди них Софья Корнеевна Турбаба, жена профессора химии Д П Турбабы, Елена Николаевна Гут - жена архитектора и преподавателя Ф.Гут. Обе они преподавали игру на фортепиано в музыкальных школах города. К счастью, для профессорских семей это постановление не было реализовано - с мая 1918-го по декабрь 1919-го Томском владело колчаковское правительство, отменившее все декреты большевиков.
В эти годы весьма показательной оценкой вклада технологического института в музыкальную жизнь города явились две телеграммы, присланные на 25-летний юбилей технологического.
Первая телеграмма пришла из Ленинградской консерватории и была подписана выдающимся русским композитором А.Глазуновым, ректором консерватории. Вторая была от земляков, и в ней Томский государственный музыкальный техникум написал следующие слова: \"Томский государственный музыкальный техникум, культивирующий сердце человека, шлет сердечный привет своему старшему собрату по профтехнической работе - Сибирскому технологическому институту, культивирующему человеческий разум\".
На рубеже 20-30-х годов ХХ-го века в Томске начинается волна создания джазовых и эстрадных ансамблей. Это было время, когда слово джаз еще не подвергалось шельмованию и осмеянию. Студенты Сибирского индустриального стали организаторами первого в городе Джаз-банд клуба \"Черный кот и таверна смерти\". Мы пока не знаем имен их, но история сохранила заметку в городской газете, в которой сказано, что этот клуб работал в студенческой столовой. Спустя несколько десятилетий, политехники были в числе организаторов первого послевоенного джаз-клуба в Доме ученых.
В начале 30-х годов в стране появляются новые очаги культуры - Дома ученых. В Томске с его высокой концентрацией научных работников, преподавателей и студентов в числе одних из первых в стране был открыт такой Дом. Городская администрация отвела для него один из красивейших особняков в центре города - бывшую резиденцию губернатора. И сразу стали возникать музыкальные и художественные коллективы. Преподаватели и студенты Томского индустриального не остались в стороне...
Одним из первых пришел в Дом ученых заведующий кафедрой физической химии, профессор Иван Иванович Котюков. Его вклад в культурную жизнь города по существу еще не оценен потомками. За плечами Котюкова были учеба в Петербурге и Москве, работа в Воронеже, Казани. Музыкальная одаренность Котюкова проявилась в детстве, однако специального музыкального образования он не получил и компенсировал это интенсивной практикой на ниве музыки. Он создавал и руководил музыкальными коллективами, некоторое время подвязался даже в качестве оперного дирижера.
Котюков был яркой и неординарной личностью, был щедро одарен от природы - помимо музыки ему удавалось и изучение иностранных языков - он владел французским, английским, изучал наречия цыган. Иван Иванович был прекрасным танцором, преподавал студентам основы популярных тогда танцев.
Есть воспоминания о том, что Котюковым был даже издан труд \"Теория западного танца\", однако его следы затерялись где-то в истории. Иван Иванович организовал симфонический оркестр, в котором участвовали и любители, и профессиональные музыканты. Котюков стал инициатором создания еще одного интересного коллектива - полифонического ансамбля.
Это было исполнение на двух роялях в 8 рук произведений крупной формы - симфоний, оркестровых увертюр. Ансамбль исполнял симфонии Бетховена, Чайковского. Котюков нередко устраивал концерты для студентов и преподавателей непосредственно в аудитории химического корпуса, что вызывало огромный интерес слушателей, толпившихся порой в проходах и коридоре.
Одна из сохранившихся программ тех лет свидетельствует о сложном репертуаре оркестра. Исполнялись увертюра \"Леонора\" Л.Бетховена, фантазия \"Франческа да Римини\" П.Чайковского и симфония №9 Л.Бетховена. Исполнение последнего произведения предполагает участие хора. В программе нет упоминания об этом, хотя указано, что исполняются все части произведения. С большой долей вероятности можно предположить, что хор все-таки был.
В эти годы в индустриальном институте была создана хоровая капелла, в которой некоторое время, например, пели родители будущего прославленного композитора Эдисона Денисова - уроженца нашего города. Мать композитора вспоминала, что в эту капеллу ходили студенты университета и медицинского института. Это была по сути первая общегородская самодеятельная капелла.
В годы Отечественной войны аудитории политехнического часто становились концертными залами для жителей города, раненых бойцов и эвакуированных жителей из Европейской части России. После войны для занятий художественной самодеятельностью, концертов, показа кинофильмов была оборудована большая аудитория - зал в левом крыле главного корпуса. Просуществовал этот своеобразный очаг культуры, который получил впоследствии название \"Старый клуб\", вплоть до конца 50-х годов прошлого века. \"Старый клуб\" стал непосредственным предшественником современного Центра культуры Томского политехнического университета.
Союз физики и музыки, инженерного и лирического продолжается…
Станислав Вавилов,
выпускник Томского политехнического.