Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Помнишь, как всё начиналось?

Константин Мыльцев - автор и исполнитель самодеятельной (авторской) песни. Дважды Дипломант фестиваля имени В.Грушина. Лауреат Международного фестиваля \"Московские окна\". Лауреат Томских, Сибирских, Среднеазиатских фестивалей. Лауреат Всеканадского фестиваля \"Оттава - 2005\". Автор \"Азиатского проекта\". В 1979 году поступил на УОПФ, в 1985 году окончил АВТФ ТПИ.

- В эти годы, - вспоминает Константин Мыльцев, - главные события нашей студенческой жизни происходили в пространстве \"От клуба до булочной\". (Прим. - слова из песни Е.Сельца). Клуб - это ДК ТПИ, а булочная - \"центровой\" студенческий хлебный магазин в старых двухэтажках, куда за нехитрой провизией бегали все обитатели Дома культуры. ДК ТПИ был Меккой студенческого творчества, прежде всего, авторской песни. Здесь жили легенды о том, как поклонники политехнического ансамбля \"Секунда\" (под руководством Александра Пыжьянова), не попавшие на супер аншлаговый концерт любимого ансамбля, с улицы взобрались на карниз второго этажа - и одно из окон концертного зала не выдержало их многочисленного присутствия: фрамуга ввалилась в зал! Это, может быть, странный, но все же - яркий показатель: студенты хотели слушать авторскую песню, звучавшую в ДК ТПИ!

Здесь выступали Мэтры, приезжавшие в Томск: Вероника Долина, Бережков, Туриянский, Луферов, ансамбль \"Берендеи\" - со своими потрясающими концертами, ансамбль \"Последний шанс\" - легенда из легенд авторской песни. Они пели со сцены ДК ТПИ, в микрофоны ДК ТПИ и толпились в маленькой гримерке перед сценой. А мы - молодые, настороженные, с трепетом приоткрывали дверь и заглядывали \"в святая святых\" , иногда (!) позволяя себе зайти и поздороваться.

Здесь выступал Юрий Визбор!...

Верю, что дух этих людей остался в стенах и самой атмосфере ДК. Это очень важно для тех, кто относится к авторской песне серьезно и глубоко. Мемориальной доски там, конечно, не повесишь - но это, наверное, не самое главное.

В ДК ТПИ я впервые встретился с авторской песней \"живьем\" - когда открываешь дверь и \"нюхаешь воздух\", которым дышат Мэтры. В начале первого курса я пришел сюда на концерт (пели \"Пьеро\" и \"Секунда\") и услышал, почувствовал - ВОТ ОНО! Я увидел свою семью - в ДК ТПИ! Меня это просто потрясло… Мы с другом и однокурсником Димкой не находили себе места! (Прим. - Димка - Дмитрий Эйдензон, ныне - житель Канады. Автор песни о Томске: \"Город, ставший моим навсегда, ты грустишь, ты поешь, ты смеешься… \").

Мой первый выход на сцену ДК ТПИ был в составе ансамбля авторской песни УОПФ. Это странное название впоследствии знало почти полстраны - мы заставили людей выговаривать: \"Ансамбль УОПФ\"! И это благодаря ДК ТПИ, где проходили многочисленные песенные фестивали.

Первым ансамблевым опытом стала \"Зеленая карета\" Александра Суханова: \"Спят мышата, спят ежата…\". А потом были сольные концерты, среди которых я исполнил \"Кадиш\" Александра Галича. Готовился к этому событию почти год. Рассказал слушателям историю Варшавского гетто, зачитал некоторые страницы документов \"Нюрнбергского процесса\", чтобы дать людям понять, насколько это тяжело. А потом зазвучало посвящение Яношу Корчаку, который вместе со своими детьми ушел в газовую камеру… Много людей не выдерживали - плакали, уходили из зала…. Больше \"Кадиш\" я никогда не исполнял. Это произошло только один раз – в ДК ТПИ.

С того времени я начал сольно петь \"чужие\" песни и постепенно показывать свои. До сих пор мучают \"разные вопросы\" - имеешь ли ты право петь ту или иную песню, нужно ли это петь? Ведь в авторской песне очень \"много\" человека, очень много души. До сих пор мы об этом говорим с друзьями.

Недавно обсуждали вопрос с Григорием Донским - на фестивале \"Томский перекресток\": как показать \"свое\"? Каждый по-своему рискует, отвечает за свои песни…

Примечание. Жизнь \"прибавила\" знания и понимание авторской песни. Константину Мыльцеву очень многие доверяют в этом, иногда звонят даже из-за рубежа, просят консультации. Однажды у него возникла идея \"Азиатского проекта\", который стал первым \"коллективным\" опытом авторской песни в стране. Это потом вышли \"Песни нашего века\", и благодаря \"Азиатскому проекту\" все его участники стали известны российской публике - к ним стали относиться совсем по-иному. Было многое, к примеру, целая песенная ночь в Париже, в театре Алексея Хвостенко. Был Всеканадский фестиваль, где лауреат - женщина из Техаса - пела песню К. Мыльцева \"Колокольцы\". А потом в Томск из Чечни пришло письмо от молодого офицера - с историей о том, как одна из песен К. Мыльцева (\"Эта осень – неповторимый цвет\") помогла ему на разбомбленной территории найти наш медсанбат…Выпадало счастье петь песни Кукину и Туриянскому. И самая главная радость - когда пел своим родителям…

- Таких моментов было очень много, - продолжает Константин Мыльцев. - Тогда понимаешь: это \"моменты отдачи\", когда жизнь делает подарки, \"жмет тебя за руку\". А началом всему был ДК ТПИ - родовое гнездо томской авторской песни. Отсюда вышла \"Секунда\", Алексей Пономаренко, Владимир Трубин и другие. Там \"взрослел\" \"Пьеро\". Сколько лет авторской песне в Томске (кто бы к ней не присоединился), столько лет авторской песне в ТПИ-ТПУ. Это очень важно, если рассматривать авторскую песню с точки зрения серьезного искусства, русской культуры - об этом надо говорить. Это надо уважать - и с этим надо что-то делать! Пусть ДК ТПИ - МКЦ ТПУ знает - томские барды помнят, любят, ценят и очень скучают по нему! И верят, что нынешние студенты раскроют в его стенах свой неизведанный, невероятный душевный и творческий потенциал!

Записала Вера Тимофеева.