Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Юмор без отрыва от производства

Владимир Захарович Ямпольский – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, директор института \"Кибернетический Центр ТПУ\".

“МИП - это народный самодеятельный театр миниатюр и песен, МИП - это и наша юность, это и наша устойчивая привязанность к непознанному феномену природы - юмору. Постигать этот феномен мы начали с первой эстрадной программы \"Весна идет\" (1956 г.).

Затем нами созданы и сыграны программы \"Глаз на мелочь\", \"Трамвай идет по городу\", \"Проверьте ваше время\", \"Кто зажигает солнце\", \"Есть ли в Томске медведи\". И возили их по городам и весям. В Москве мы стали организаторами первого Всесоюзного фестиваля СТЭМов, в Ленинграде и Свердловске нашли тысячи поклонников, а из Варшавы в 1965 году нагло увезли главный приз Международного фестиваля студенческих театров \"Сирену Варшавскую\". Повзрослев и поседев, продолжаем без отрыва от производства ставить опыты по исследованию феномена: \"Дни Томска в Москве\", \"Дни культуры Томска в Тбилиси\", \"100-летие ТПУ\", \"400-летие Томска\", юбилеи друзей. И этот юбилей мы отмечаем ради смеха…”

Так обратились к слушателям на своем юбилейном концерте создатели и участники легендарного Томского МИПа. Наш корреспондент попытался выведать тайну успеха и вечной творческой молодости у Владимира Ямпольского.

- Владимир Захарович, насколько Вы и ваши друзья по МИПу воплотили в творчестве Ваши мечты, насколько смогли реализоваться?

- Давайте вспомним, что полвека назад начинали мы как эстрадный коллектив ТПИ. Нас было человек 50! Среди них - почти 30 - это эстрадный оркестр, остальные - солисты, сервисные службы ну, и юмористы, конферансье, представители необычайно популярного в те годы жанра. Мобилизовать такой коллектив с учетом жесткого регламента учебных занятий тех времен было нелегко. Нам повезло: \"наша братия\" - будущий МИП - не имела проблем с учебным процессом. Троечников там не было никогда! Мы изначально не ставили себе целью реализоваться в сценическом творчестве - хотя отблески славы были, и в молодости у нас все неплохо получалось. Были вокруг нас коллеги или коллективы, которым мы давали фору по уровню успеха, но пребывание на сцене для нас было ХОББИ! У нас даже мысли не было заменить свою профессию радиоинженера, механика, электромеханика или энергетика - на артистическую. Это было приятным дополнением профессии для ощущения полноты жизни, но не наоборот. \"Нам хватало\", что называется на основном производстве.

Людей более всего удивляет: как столько лет мы проработали вместе и не поссорились, не захотели разъехаться, не разбежались и продолжаем дружить? Объяснить сложно, но факт налицо. Последние 20 лет мы уже не отдаемся своему хобби на регулярной основе. Перед нами обычно кто-нибудь \"ставит задачу\": то область поедет в Москву на Дни культуры, то родной университет отметить очередное столетие и т.п. Из очень высоких инстанций нам говорили: вы должны участвовать в этом! Мы робко \"отбивались\" - и не только потому, что перестали репетировать на регулярной основе. Мы, в самом деле, сомневались, что сохранили форму и квалификацию. Но главное в том, что со временем и юмор и его восприятие меняются! Специфика жанра не позволяет выступать два раза с одним и тем же номером - каждую миниатюру мы делаем \"эксклюзивно\", на то или иное событие, на тот или иной \"информационный повод\". Что же касается нашей молодости, то наш успешный \"старт\" и \"длительный полет\" обязан тому, что парный конферанс, эстрадная и джазовая музыка и миниатюры на студенческие темы в студенческом Томске были очень востребованы и популярны. И хотя таланты были везде, политех в этом отношении выгодно отличался!

- МИП - это клуб или школа?

- Безусловно, школа. Наш статус \"успешных\" студентов в \"жесткие\" времена Казачека и Воробьева позволял нам \"вытаскивать\" и брать \"на поруки\" талантливых и не безгрешных в учебе студентов, чаше всего, музыкантов. Мы поняли, что только из одних аккуратных и приятных тебе людей творческий коллектив ни в юморе, ни в джазе не сотворить. Нужно уметь строить эффективные отношения с разными людьми. Ведь с иным стоит один раз грубо поговорить или не поддержать - и он уйдет! А второго такого может и не быть. И потом, мы не за монету работали! Денег никогда не получали по принципиальным соображениям. Это кажется максимализмом, но мы до сих пор сохраняем в этом отношении \"чистоту\" отношений со своим хобби. Хотя мне не раз приходилось еще в советское время иметь самые тесные контакты с томскими финансовыми кругами - нам доверяли деньги на приобретение \"классных\" инструментов \"повышенного качества\" для нашего ансамбля, когда он выезжал за рубеж.

- Конец 50-х и 60-е годы остались в памяти временем \"оттепели\"…

- Безусловно! Что касается творчества, это было \"фестивальное время\", с большим спросом на художественную самодеятельность. Студенческие клубы, вечера, массовые шествия были тем \"глотком воздуха\", которого так ждали и искали молодые люди. И получали их.

- Ваши пожелания студентам, преподавателям и юбиляру - МКЦ ТПУ?

- Я был бы рад, если бы высокая марка, высокий брэнд ТПУ имел еще одну грань - не только как центр образования мирового уровня, но и как центр культуры. Я не считаю, что вся культура суть - самодеятельность. Но, тем не менее, это важная грань гармонично развитой личности. Вклад этого направления трудно переоценить - нужно поддерживать и развивать так называемую \"внеучебную\" работу, чтобы сеять в душах политехников творческое, культурное начало. Оно не пропадет и будет генетически передаваться новым поколениям.