Первые робкие попытки создания отдельных самостоятельных оркестров и ансамблей в среде студентов и преподавателей политехнического относятся почти к столетней давности. Известен факт существования коллектива, который представлял собой своеобразный симбиоз симфонического и духового оркестра в Томском гос.университете в начале прошлого века. Среди его участников были и политехники.
В 20-е годы ХХ века среди студенческой молодежи начинает развиваться радиолюбительство, растет интерес к передаче музыки, пения по радио. Новинки научно-технической мысли: музыкальный аппарат «Терменвокс», грампластинки с записью популярных произведений будоражат студентов.
В Томске начинается волна создания джазовых и эстрадных ансамблей. Это было время, когда слово «джаз» еще не подвергалось шельмованию и осмеянию. Студенты Сибирского индустриального института стали организаторами первого в городе Джаз-банд – клуба под «пугающим» названием «Черный кот и таверна смерти». Мы пока не знаем имен участников этого коллектива, но история сохранила заметку в городской газете, в которой сказано, что этот клуб работал в студенческой столовой, где проходили концерты, праздники и вечеринки будущих инженеров.
Спустя несколько десятилетий, политехники отметились в числе организаторов первого послевоенного джазклуба в Доме ученых. Городской джазклуб «Ритм» стал местом встреч и общения любителей джаза не только Томска, но и Северска, Новосибирска. Среди организаторов этого клуба были политехники Валерий Андрианов - исполнитель на банджо и барабанщик и физикотехник Станислав Вавилов.
После Отечественной войны по образу и подобию небольших ансамблей ресторанов и кинотеатров стали возникать студенческие ансамбли. В середине 1950-х годов в недрах политехнического зарождается первый самодеятельный эстрадный оркестр. То был период массового интереса к джазу, к эстрадному искусству.
Впервые после войны приоткрывается «железный занавес», появляются «бугивуги», «стиляги», «рок-н-ролл». Эстрадный оркестр ТПИ был создан в 1956 году по инициативе студента-физикотехника Бориса Пичугина. Оркестр не имел себе аналогов в Томске. Даже музыканты-профессионалы, игравшие в то время в кинотеатрах города, признавали талант Пичугина как руководителя и аранжировщика.
Борис Арсентьевич Пичугин родился в Красноярске. В 1953 году поступил в политехнический, а в 1959 получил диплом инженера-физика и был направлен на работу в город Северск. Несколько лет Б.Пичугин руководил эстрадным оркестром Дома культуры имени Н.Островского, работал репетитором-концертмейстером в театре музыкальной комедии.
Эстрадный оркестр, созданный Пичугиным в Томском политехническом институте, собрал лучших в ту пору музыкантов и певцов. По составу это был традиционный эстрадный коллектив - четыре трубы, четыре тромбона, пять саксофонов, ритм-группа. Среди первых участников коллектива - профессора и доценты, студенты и инженеры. В составе оркестра играли скрипачи В.Ротт, И. Коняхин, аккордеонист А. Гаврилин, вокалисты Д.Сазымбаев, В.Свистунов. В 60-е годы прошлого века эстрадным оркестром ТПИ руководили политехник Георгий Воробьев и выпускник ТГУ Владислав Молодых.
Эстрадный оркестр 50-х-60-х годов прошлого века стал катализатором музыкальной самодеятельности в ТПИ: почти на всех факультетах стали создаваться свои вокально-инструментальные ансамбли. Особенной популярностью пользовались коллективы механического, геолого-разведочного и физико-технического факультетов. Примечательной особенностью тех лет стал широкий обмен коллективами художественной самодеятельности между различными вузами. География поездок политехников охватывала всю страну. Эстрадный оркестр побывал в Новосибирске, Свердловске, Ангарске, Хабаровске, народная опера в - Киеве, Ереване.
Вспоминается поездка эстрадного оркестра в города Ангарск и Хабаровск в зимние каникулы 1967 года. Это была уже вторая поездка политехников по столь далекому маршруту.
Подготовка к поездке, репетиции оркестра, выступления перед студентами далеких от Томска вузов до сих пор живы в памяти . Оркестром руководил Владислав Алексеевич Молодых, ныне доцент АВТФ, который выступал не только как опытный дирижер, но и исполнял виртуозные импровизации на саксофоне. В составе оркестра были замечательные музыканты - преподаватели и инженеры: на барабанах играл выпускник института Олег Бороздин, на контрабасе Алексей Наумов, эстрадные песни тех лет пели инженер НИИ ядерной физики Геннадий Котляревский и студент Юрий Свинолупов. Не отставала от «старичков» и молодежь _ студенты: пианист Дмитрий Лоншаков, аккордеонист Валерий Калинин, гитарист Роман Резник. Весь дружный коллектив возглавила доцент Юлия Николаевна Федоренко, человек огромного обаяния, доброжелательная и общительная, видевшая в студентах своих равноправных товарищей.
Юлия Николаевна долгие годы была членом художественного совета ТПИ и внесла громадный вклад в развитие общественной жизни политехнического. Художественный совет в эти годы возглавлял преподаватель кафедры философии Герман Хлопков, прекрасный музыкант, знаток классической музыки.
Первые выступления в Ангарске прошли в зале Дворца культуры «Нефтяник». Зрителей было очень много, руководство нефтехимического комбината заранее известило своих сотрудников, среди которых были и выпускники политехнического. В антракте за кулисы пришли друзья, начались объятия, разговоры, воспоминания. Такие минуты не забываются. После Ангарска мы на самолете перенеслись в Хабаровск, где выступили в актовом зале медицинского института. Здесь нас ожидали многочисленные встречи со студентами, пришедшими на концерт из всех вузов Хабаровска. Программа наших концертов всегда включала песни авторов - политехников. И когда в зале звучали первые звуки песен Валентина Шушарина, неизменно раздавались аплодисменты. Это означало, что среди зрителей обязательно нашелся наш студент, наш выпускник, наш политехник. Наши сердца трепетали от гордости за свой политех, за наш Томск. Песни Шушарина и до сих пор остаются своеобразной музыкальной визитной карточкой политехнического.
Станислав ВАВИЛОВ,
Владислав МОЛОДЫХ,
выпускники политехнического