Казалось бы, глупо пытаться познакомить нас с Америкой. Мы и так про нее все
знаем! Что мы, боевики в детстве не смотрели? А культовый фильм всего цветного
населения «Не грози южному центру»?
Однако, несмотря на наши исчерпывающие знания по этой теме, в медиатеке Русско-американского
центра решено было провести для нас, студентов первого и второго курса, лекторий
по теме «Америка – какая она?». «Путешествия» такого рода уже организовывались
до этого во Францию и Китай, и никто не остался ими недоволен.
Для нас
со своими историями выступали умудренные опытом заграничных поездок старшекурсники,
рассказывающие о вполне обычной, и в то же время такой невероятной жизни за
океаном. Конечно, это интереснейшее занятие, но, как мудро заметил кто-то, лучше
уж разок живьем побывать там, чем слушать десятки самых забавных и поучительных
историй. Я тоже так считаю: лучше все-таки сходить в Макдональдс, чем каждый
день слушать приглашение по телевизору. Но Макдональдсы у нас в Томске, как
назло, закончились, да и проезд в Америку нам пока не оплатили, поэтому мы слушали.
Проблемы начинаются задолго до въезда туда, еще с визой. Стать ее обладателем
можно двумя способами: либо заключив контракт с какой-нибудь фирмой о работе,
либо выиграв в учебно-развлекательном конкурсе. Оба эти пути предполагают наличие
у въезжающего каких-либо способностей, языковой подготовки и трудолюбия. Таким
образом, США заранее ограждает себя от появления нежелательных элементов. Правда,
они все равно просачиваются тысячами, особенно из стран Латинской Америки. Меня
очень удивил факт, приведенный в телеигре «О, счастливчик», что доля мексиканского
и латиноамериканского населения в США превышает даже долю афроамериканского.
Но максимум, на что эти люди могут рассчитывать – неквалифицированный, зачастую
полукриминальный труд без всяких перспектив на будущее.
Поэтому мы въезжаем в Америку легально, точно помня о сроке действия нашей визы.
Попав, наконец, на вожделенную заокеанскую землю, не стоит слишком долго радоваться
и отмечать это событие. Страна, где мы находимся, - самая великая страна соблазнов
в мире. Здесь можно быстро и незаметно спустить все свои сбережения на прокат
автомобилей (неписаное правило: без колес тут никуда), всевозможные парки отдыха,
диско-клубы, сувениры, и, наконец, на еду с выпивкой. Последнее, кстати, грозит
не только материальными потерями. В отличие от нашей родной милиции, с которой
мы последний раз виделись в лучшем случае, когда получали паспорт, полиция в
Штатах просто вездесуща. И если вам с присущей русским смекалкой удастся купить
пиво или что-нибудь в этом роде, идти по улице можно лишь с головой засунув
его в бумажный пакет. Иначе вы рискуете быть задержанным за «развращение общественных
нравов». Да, кстати – рисовать на бумажном пакете сигарету с марихуаной тоже
не стоит.
Ваша русская смекалка вообще заставит вас загордиться своей Родиной. Американцы
обладают абсолютно другим мышлением, которое порой вызывает у наших недоумение
напополам с жалостью. Они, например, отрезают у кошек когти (где ходит «Гринпис»?!!),
чтобы те, не приведи Бог, не смогли поцарапать людей. Они не способны отремонтировать
элементарную неполадку в бытовой технике, и у телевизора со сбитой настройкой
каналов есть два пути. Либо быть переданным в руки мастера (нормальные американцы),
либо очутится в «Second-hand» бытовой техники (очень нормальные американцы).
А уж говорить про присущий жителям США более чем другим народам индивидуализм
и говорить не стоит. Впрочем, его корни идут еще из Великобритания, индивидуализм
в принципе присущ англоязычным людям. Если мы, русские, говорим «все понимают»,
то в переводе эта фраза звучит: «каждый понимает» (everybody understands).
Однако
равнять всех представителей этой нации под одну гребенку не стоит. Посетив несколько
сувенирных магазинов, вы имеете шанс познакомиться с уникальнейшим явлением
современной Америки – группой людей, называющей себя «Amish people». Для них
время словно остановилось в 19 веке. В их поселениях вы не найдете ни газет,
ни радио, ни даже электричества. Вместо машин по улицам ездят двуколки. Связь
с внешним миром Amish people осуществляют лишь через свои сувенирные магазины,
их изделия очень высоко ценятся туристами.
Живут они большими семьями – кланами, объединение кланов создает коммуны, которые
имеются на данный момент более чем в двадцати штатах. Уклад жизни в коммуне
схож с патриархальным, а условия труда можно назвать двумя словами: натуральное
хозяйство (если вы еще помните из экономики, что это такое). Однако оно не ограничивается
только сельским трудом, так как Amish people даже создают собственные заводы
(скорее – заводики, они очень малы), выпускающие всю, необходимую их нехитрой
жизни продукцию. Естественно, им требуется электроэнергия, поэтому Amish, не
желая ничего брать из внешнего мира, строят собственные небольшие водные, ветряные
или солнечные электростанции. Однако эта энергия редко идет на освещение домов.
Как вы, наверное, уже поняли, ко всему миру вне коммун эти люди относятся отрицательно.
Их образ жизни есть абсолютное, бескомпромиссное следование религии одному из
направлений баптизма. Они не принимают людей из Больших Городов, ездящих на
машинах, употребляющих алкоголь и, вообще, ведущих праздный образ жизни, и не
хотят видеть такими своих детей. Поэтому уход из коммуны воспринимается как
величайшее святотатство, и назад «предателя» уже не примут.
При этом зачастую единственной книгой во всем доме является Библия. Возникает
вопрос: что лучше – аскетичная, патриархальная жизнь в невежестве, но с четко
заданными моральными нормами, или знания, индивидуализм, свобода в мыслях и
образе жизни, присущая людям сегодня? Каждый выбирает ответ по себе, но стоит
помнить, что Amish не принимает чужаков.
Вот такой разной может быть жизнь в Штатах. Готова поспорить, что какую бы исчерпывающую
информацию не давал нам почерпнуть «Американский пирог» и «Очень страшное кино»,
кое-что все же оказалось новинкой.
Так увлекательно быт и нравы современной Америки описали нам наши «старшие»
студенты – Настя Христолюбова, Оля Кривобокова, Афонина Настя, Тихон Кузьмин
и преподаватель английского языка Валентина Павловна Ануфриева.
Спасибо, ребята, первокурсники вас ценят!
Наталья ТЕЛЕГИНА.