Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

От «Итогов» - до решении

Согласитесь, жизнь студента строго регламентирована. Не так, конечно, как у школьника - от звонка до звонка, но все-таки довольно четко - от сессии до сессии. Любая учеба - добросовестная или не очень - все равно заканчивается сессией так же неизбежно, как день сменяется ночью.

Пока что на улице осень, и до зимней сессии далеко-далёко. Но бывалые студенты знают: не успеешь оглянуться, а роковой список экзаменов уже вывешен у дверей деканата. И остается только заниматься, периодически просыпаясь н холодном поту перед наступающим \"Завтра\".

В общем, блаженны те, кто готовится, идя на экзамен. Наша моральная поддержка всецело на их стороне. Но ЭКЗАМЕНЫ - это не только оценка студенту. Экзамены - вещь двоякая. На самом деле, итоги их - это серьезная оценка вузу, ведь все, что в вузе делается, должно быть направлено на благо и во благо основного вузовского населения -студенчества. И оценка этого самого студента на экзамене - дополнительный балл умению преподавателей доносить свои глубокие знания до каждого. Поэтому любой блестящий или, наоборот, невнятный ответ скрупулезно засчитываются в общую копилку «Итогов сессии». А итоги эти подсчитываются после каждого рабочего полугодия. На Ученом Совете ТПУ буквально на днях были обсуждены результаты последней весенней сессии. Сухие цифры позволяют отследить динамику успеваемости студентов и выделить лучшие в плане качества оценок факультеты.

Итак, в весеннюю экзаменационную сессию вступило 6793 студента, из них получили отсрочку 8% (510 человек - целая рота!). Из 6283 обязанных сдавать экзамены полностью сдали S43S человек или 86,5%. 118 человек или 1,9% не явились на экзамены (их мне сложно понять, хотя обстоятельства, видимо, бывают разные). На \"Отлично\" сдали экзамены 1075 человек или 17,1% (ими я просто восхищаюсь). На \"Отлично\" и \"Хорошо\" - 36,2%. Есть еще небольшое количество \"троечников\", сдавших экзамены только на \"Удовлетворительно\" -1,4% (бывают же такие стойкие студенты!).

В целом по ТПУ итоги весенней сессии 1997/98 учебного года практически остались на уровне прошлого года - абсолютная успеваемость снизилась на 0,9%, число отличников уменьшилось на 1,4%. Зато более половины студентов сдали экзамены на повышенные оценки (рост 0,7%). Неизменной осталась величина, характеризующая число «троечников».

Как вы уже поняли, основные критерии, которые используются при оценке работы университета - это абсолютная успеваемость, качество оценок и число отличников.

По факультетам абсолютная успеваемость составила от 93% (ИЭФ) до 78,7% (ФТФ). Число сдавших на повышенные оценки варьируется от 70,5% (опять же ИЭФ) до 25,8% (ТЭФ). Число отличии ков - от 36,1% (ИЭФ) до 8,4% (ТЭФ). (Видимо, тяжело дается учеба теплоэнергетикам, а может им педагоги попались чересчур строгие?)

Повысилась за последний год абсолютная успеваемость на МСФ (+ 3,8%), на ТЭФ(+ 5,3% - могут же!), на АЭЭФ(+ 6%) и на ГНФ (+2,1%).

Эй, студент, подтянись! По сравнению с прошлогодней сессиями снизились результаты на АВТФ (на 4,5%), в филиале г.Юрги (на 4,5), на ЭФФ (на 5,9%) и ФТФ (на 4,1%). По курсам абсолютная успеваемость снизилась на I кур се (на 1,6%) и на IV курсе (на 2,4%). качество оценок на II курсе (на 1,4%), число отличников на II курсе (на 3%) и на IY курсе (на 2,2%).

Невозможно не отметить растушую от курса к курсу страсть к учебе и опыт сдачи любых экзаменов. Например, абсолютная успеваемость с 80,9% на I курсе возрастает до 94,7% на V курсе. Качество оценок увеличивается от 38,2% (I курс) до 80,4% (V курс). Отличники тоже закаляются в неравной борьбе за место под солнцем - к V курсу их число достигает 44,9% (а на I курсе было всего-то 9,4%).

Что касается коммерческого отделения, то по сравнению с прошлой сессией абсолютная успеваемость повысилась на 4,1%, а качество оценок на 2,5% - это, конечно, похвально. Однако, в целом, итоги сессии значительно ниже средних по ТПУ: абсолютная успеваемость на 23%, качество оценок - в два с лишним раза, число отличников меньше почти п пять раз (ау! Вы где?!), количество же сдавших только на \"тройки\" в два раза выше среднего по ТПУ (вот вы где, оказывается).

Цифры абсолютной успеваемости позволяют также отследить любовь студентов к преподаваемым предметам. Можно сделать вывод, что французский язык (93,3%), английский язык (93,1%), экономика (92,5%), и даже философия (90,7%) даются студентам-политехникам лете, чем физика (84,4%), химия (86,4%) и высшая математика (69,9%!!!).

Подведенные итоги дают возможность выстроить рейтинг факультетов Томского политехнического. В скобках мы приводим место в 96/97 учебном году.

I ИЭФ (I); 2. АВТФ (3); 3. Филиал (2); 4. ЭФФ (4); 5. АЭМФ (6); 6. ГНФ (7); 7. ХТФ (8); 8. АЭЭФ (9); 9. МСФ (10); 10. ФТФ (5); 11. ТЭФ (11).

Кто не занимал лидирующих мест, тому, может, и терять нечего, зато есть к чему стремиться.

Не менее интересно, как живется-можется студентам-платникам. Их в ТПУ 581 человек (8,6%), и в зависимости от того, как они учатся, тоже составляется рейтинг факультетов. В скобках, помимо места в прошлом году, мы приводим % студентов-платников от общего числа студентов.

Итак: I. ИЭФ (2 место, 19%); 2. АЭМФ (10 место, 12,6%); 3. ЭФФ (6 место, 13, 2%); 4. АВТФ (3 место, 5.6%) 5. Филиал в г. Юрга (1 место, 6,7%); 6. АЭЭФ (5 место, 6,7%); 7. МСФ (4 место, 7.9%); 8. ФТФ (-, 2,3%); 9. ТЭФ (8 место, 10,2%); 10. ГНФ (9 место, 7,9%); 11. ХТФ (7 место, 4,4%);

И напоследок, цифры не для слабонервных первокурсников. Руководство вуза все время ведет подсчет отсеявшихся за время учебы студентов. На 1.07.98 г. можно с уверенностью утверждать, что где-то на половине факультетов от первого к пятому курсу студенческая общественность политеха теряет каждого второго. На МСФ, например, на пятом курсе в этом году остались самые преданные студенты -23,3%, на ФТФ - 35%, на АЭ-ЭФ - 41,9%. Зато с трудом прощаются с ХТФ (71,5%) и с Юргинским филиалом (84,7%). Обнадеживают результаты и по ИЭФ. Выпуска на факультете еще не было, но до четвертого курса доучились аж 96,7%. Цифры - вещь хорошая, основательная и очень показательная. И подсчитываются они не ради самих себя, а для вынесения конкретных предложений.

С общей меркой ко всем факультетам не подойдешь, под один алгоритм не причешешь. Везде свои беды, проблемы и сложности. Специфика факультетов в том и заключается, что на один приняли, например, большое количество студентов на платной основе (а это, как правило, довольно слабая аудитория), и как следствие, там снизилась абсолютная успеваемость. А на другом факультете много студентов, принятых на основе оценок из аттестата. На третьем же большинство обучающихся - очаровательные девушки - требуется особый подход. На четвертом - напротив, сплошь юноши, которые, вылетев из-под маминого крыла, озабочены добыванием хлеба насущного. На пятом студенты ощущают малую востребованность своей профессии, потому и не слишком держатся за место. На шестом, престижном факультете, студенты оценку ниже \"4\" и за оценку не считают. На седьмом деканат жестко подходит к продолжению обучения студентов, а на восьмом, наоборот, дает всевозможные отсрочки сдачи сессий. Один из главных параметров, отчасти ухудшающих у некоторых факультетов итоговые оценки - требовательность как со стороны деканата по отношению к организации учебного процесса на факультете, так и со стороны ведущих преподавателей к студентам. (Кто из нас не встречался с преподавателями, которые вообще не ставят \"троек\"? Я лично встречалась. В моей Alma Mater был педагог, которого \"бросали\" на спасение утопающих, когда положение с задолжниками становилось аховым. В итоге, предмет его так и остался для большинства непознанным.)

Список специфических проблем факультетов можно продолжать бесконечно. Так что, итоги сессии, скорее всего, - это информационное сообщение, показывающее некие общие течения. А выводы о работе факультета можно делать только при подробном анализе успеваемости студентов на этом самом факультете. И значит, чтобы повысить качество подготовки специалистов, необходимы конкретные мероприятия, учитывающие особенности коллектива.

Поэтому по итогам весенней сессии 1998 года Ученый Совет ТПУ обратил внимание руководства факультетов на следующие моменты: каждый факультет должен будет наметить свои предложения по улучшению качества обучения студентов. Руководству Отделения фундаментального образования и зав.кафедрами дисциплин естественно-научного цикла необходимо будет принять меры по совершенствованию учебно-методической и организационной работы с целью улучшения изучения студентами фундаментальных дисциплин. Учебное управление совместно с деканами будут принимать дополнительные учебно-организационные мероприятия по оказанию помощи студентам коммерческого отделения. Будут также изучаться итоги обучения студентов, принятых на I курс на основании оценок из аттестата. Деканам ИЭФ, АВТФ, АЭМФ, ЯКФ нужно будет обеспечить контроль за организацией и методическим обеспечением интенсивного изучения студентами иностранного языка. А деканы АЭ-ЭФ, ТЭФ, МСФ должны будут принять меры по сокращению числа студентов, которым предоставляется отсрочка в сдаче экзаменов в сессию.

И может быть тогда в следующую сессию цифры будут радовать глаз еще больше.

Елена ЕФСТИФЕЕВА.

Благодарим за помощь в подготовке материала А.В.Пушкина, начальника учебно-методического отдела ТПУ.