Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Я прожил интересную жизнь...»

Мария Никольская

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения одного из выдающихся выпускников Томского политехнического университета, выдающегося авиаконструктора, одного из создателей первого сибирского самолёта, первой в мире кафедры космических двигателей – Александра Васильевича Квасникова.

Александр Васильевич родился 13 мая 1892 г. в Баку в семье токаря механической мастерской товарищества братьев Нобель. Начальное образование он получил в Бакинской трехклассной городской школе и вечерне-рабочей школе, после чего учился в реальном училище.

В летнее время Александр работал в Нобелевских механических мастерских и окончил вечерние курсы для рабочих, расположенные в Чёрном городе (район г. Баку). В 1910 г. А.В. Квасников поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища. Студентом Александр увлекся авиацией и в течение полутора лет занимался в аэродинамической лаборатории вуза. Под руководством профессора Н.Е. Жуковского, основоположника современной аэродинамики, А.В. Квасников изучал эффект Магнуса, возникающий при вращении какого-либо предмета, омываемого движущимся потоком воздуха или газа. С докладом по этим работам студент Квасников выступил на Всероссийском съезде воздухоплавателей в Петербурге, где он познакомился с К.Э. Циолковским.

С началом первой мировой войны А.В. Квасников, студент 5-го курса, уходит на фронт. Окончив Ходынскую лётную школу, он получил звание военного лётчика, прапорщика. Летал в разведку, не только совершал боевые полёты, но и одновременно, что было весьма необычно для лётчика, заведовал в авиаотряде техническим имуществом и мастерской по ремонту. Здесь ярко проявилась черта, которая характеризовала Александра Васильевича всю его жизнь – постоянный поиск нового: он переоборудовал пулемётные установки самолетов, использовал оптический прицел, ранее изобретённый одним из его друзей по кружку Н.Е. Жуковского. В 1916 г. он установил на своём самолёте зажигательные реактивные снаряды и с их помощью сбил немецкий наблюдательный аэростат.

В конце 1917 г. Александр Васильевич увольняется в запас и решает получить высшее образование. В России в это время происходят революционные события и начинается Гражданская война. В это время А.В. Квасников решает уехать из Москвы в Томск и начинает учиться в Томском технологическом институте, сначала в качестве вольно-слушателя, а затем студента. Под руководством профессора В.Г. Карпенко Квасников выполнил дипломную работу на тему: «Уравновешивание масс в двигателях внутреннего сгорания по В. Аршаулову и О. Коlsch’y». Защитил диплом Александр Васильевич 31 декабря 1918 г. и стал инженером-механиком.

После окончания института А.В. Квасников был оставлен в ТТИ стипендиатом по кафедре прикладной механики и машиностроения (отдел тепловых машин) с 17 января 1919 г., но к занятиям приступить не смог, т.к. был мобилизован в армию. Он служил в военной радиотелеграфной школе, расположенной в Томске, и преподавал физику, механику, легкие двигатели. В апреле 1920 г., согласно ходатайству совета механического факультета ТТИ, инициированного профессором В.Г. Карпенко, А.В. Квасников вернулся в институт.

Его преподавательская работа в ТТИ начинается с проведения практических занятий со студентами по термодинамике, сопротивлению материалов, занятия в лаборатории тепловых машин и проектирования деталей машин. В 1922 г. после отъезда профессора В.Г. Карпенко в Харьков, А.В. Квасников становится заведующим кафедрой «Тепловых машин» и деятельно принимается за работу по развитию кафедры. В том же 1922 г. Александр Васильевич был направлен в командировку для изучения двигательных установок теплоходов на Волге и Каспийском море. В июне 1923 г. ещё одна командировка в Москву и Коломну для знакомства с заводами по изготовлению двигателей внутреннего сгорания, с новейшей литературой по теплотехнике и авиации. За время командировки А.В. Квасников не только выполнил запланированную программу, но и добился, используя старые связи в Главвоздухофлоте, получения для технологического института авиационных двигателей разной мощности и различных типов. Согласно удостоверению преподавателя Томского технологического института А.В. Квасникова, выданному ректором института Н.В. Гутовским, сказано, что «ему институтом поручается исходатайствовать и получить неисправных, но годных для учебно-показательного музея частей авиационных двигателей со всех складов, мастерских и заводов Москвы, в которых такое имущество имеется».

Из привезённых А.В. Квасниковым авиационных двигателей и их частей, а также из различных моторов, был создан единственный в Сибири авиатехнический музей.

В 1923 г. преподаватель А.В. Квасников стал зам. председателя двух предметных комиссий механического факультета: авто-авиационной и силовых установок. К середине 1920-х гг. он уже был высококвалифицированным специалистом и талантливым педагогом. Александр Васильевич читал курсы по технической термодинамике и двигателям внутреннего сгорания, по основной программе вуза, а также организовывал ряд факультативных курсов. По инициативе А.В. Квасникова в институте был воссоздан авиакружок, организованный в 1910 г. По воскресеньям студенты вместе с преподавателями встречались в лаборатории, читали доклады, рефераты, обсуждали журнальные статьи и книги. По вечерам, в свободное от занятий время, они вели большую работу по созданию новых лабораторных установок авиационного музея. Естественным продолжением работы кружка была постройка первого сибирского самолета «Авиэтты» – «СТИ–I», которая, несмотря на все трудности, поднялась в небо осенью 1927 г. Двигатель «Авиэтты» был одним из первых легких отечественных двигателей. Спроектировали двигатель под руководством и при деятельном участии А.В. Квасникова его студенты-дипломники А.А. Усталов и В.Н. Князев. Корпус «Авиэтты» был создан студентами института под руководством Г.В. Трапезникова.

В то же время А.В. Квасников пишет несколько научных работ. Среди них «Исследование политропического процесса». Это одно из первых полных и подробных исследований политропического процесса. В 1924 г. создает один из лучших задачников по технической термодинамике.

В 1926 г. Александр Васильевич был избран на должность профессора по кафедре теплотехники (отдел термодинамики и двигателей внутреннего сгорания), а в ноябре 1927 г. утверждён в профессорском звании.

Под руководством А.В. Квасникова развивается кафедра, в 1928–1929 гг. появляются новые специальности и специализации. Это тяжёлые и лёгкие двигатели внутреннего сгорания, эксплуатация и ремонт самолётов и моторов, конструирование и производство автомобильных двигателей. Расширяется состав кафедры, Александр Васильевич привлекает в аспирантуру наиболее способных выпускников факультета. Коллектив профессора А.В. Квасникова успешно развивает научные исследования и имеет неплохую перспективу.

К концу 1920-х гг. Александр Васильевич – уже семейный человек, его женой стала студентка Томского университета Параскева Антоновна. В семье двое сыновей – Леонид и Ванадий, позднее родился третий сын, Иритий.

Но в 1931 г. заканчивается томский период его жизни, и А.В. Квасников вместе с группой своих учеников – преподавателей и студентов авиационной специальности – переводится в только что созданный Московский авиационный институт.

Александр Васильевич – крупный учёный, признанный специалист в своей области. Опубликованная им силовая диаграмма ракетного двигателя была названа диаграммой Квасникова, а предложенная в 1948 г. формула для определения мощности комбинированного авиационного двигателя получила название формулы Квасникова.

Он был талантливым педагогом с большим опытом научной работы. Под его руководством было подготовлено более 50 кандидатов и 10 докторов наук. За свою долгую педагогическую жизнь Александр Васильевич выпустил свыше 4 000 студентов.

«Вся его жизнь служила примером самоотверженного труда, честности и требовательности к себе и своим ученикам, горения при осуществлении новых замыслов, направленных на совершенствование и развитие теории и техники авиадвигателестроения, которым он отдал многие годы своей творческой деятельности,» – так позднее будет отзываться об Александре Васильевиче один из его учеников В.П. Беляков.

Ещё один ученик А.В. Квасникова Я.А. Спундэ писал: «А.В. Квасников был энциклопедически образованным человеком, интеллигентом в самом лучшем смысле этого слова. До последних дней своей жизни он глубоко верил, что развитие науки поможет не только обеспечить людям материальные блага, но и будет способствовать изменению в лучшую сторону их внут-ренней сущности…

По складу своего характера Александр Васильевич был глубоко демократичен. Его отношение к людям и к самому себе ни в малейшей степени не определялось знаниями или служебным положением. Он был одинаково доброжелателен ко всем, кто нуждался в его помощи.

Со студентом он мог спорить так же серьёзно, как и с известным научным сотрудником. Его стремление к простой естественности отражалось и на такой мелочи, как одежда. Он был всегда очень аккуратен, но совсем не интересовался, насколько респектабельно выглядит его костюм. Александр Васильевич был, несомненно, выдающимся учёным своего времени, и только глубокая скромность, которая была органической частью его внутреннего мироощущения, и поразительное неумение устраивать свою жизнь обусловили то, что он, например, много лет прожил с большой семьей в трех комнатах студенческого общежития или что доктором наук стал только к концу жизни».

На своем шестидесятилетии Александр Васильевич сказал: «Я прожил интересную жизнь. Она началась в царской России, прошла через великую революцию… Я родился в век скрипучих повозок, видел полёты первых самолётов, участвовал в бурном развитии авиации и живу во времена, когда перед человечеством открывается огромное будущее за пределами атмосферы – я очень хочу видеть это будущее… Я знаю, что мне удастся это увидеть глазами моих сыновей, и в этом я вижу своё небольшое личное счастье».