Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Что общего у процесса обучения и езды на велосипеде

Ольга Смирнова

В ТПУ СОСТОЯЛСЯ «КРУГЛЫЙ СТОЛ» ПО ПРОБЛЕМАМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К полученному высшему образованию люди относятся по-разному: одни считают, что знают всё, что им необходимо, и имеют полное право расслабиться до конца своей трудовой деятельности, другие понимают, что знания – продукт с определенным сроком годности. Именно благодаря им и появилось понятие «непрерывное образование», которое позволяет человеку совершенствоваться на протяжении всей жизни.

НЕ ХОЧЕШЬ УПАСТЬ – НЕ ПЕРЕСТАВАЙ КРУТИТЬ ПЕДАЛИ

«Long Life Learning: стратегии развития непрерывного образования» – так назывался «круглый стол», состоявшийся 4 апреля в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Это мероприятие стало одним из пунктов весьма насыщенной программы 11-го Сибирского форума образования, который проходил в Томске 4–6 апреля.

Выбор площадки для проведения «круглого стола» по проблемам непрерывного образования не был случайным: в ТПУ и сегодня в этом отношении делается многое. В 2000 году в вузе был создан Институт дистанционного образования, в 2009-м появилось еще одно структурное подразделение – Институт дополнительного непрерывного образования.

На его базе реализуется более 300 актуальных образовательных программ, рассчитанных на самых разных людей с самыми разными потребностями. Обучение здесь ведётся как в традиционной форме, так и дистанционно. За год в ИДНО ТПУ проходит переобучение или повышает свою квалификацию около 2,5 тысячи человек. Сотрудники института твёрдо намерены работать над увеличением показателей как количественных, так и качественных. И им наверняка удастся это сделать – сегодня ИДНО ТПУ является одним из лидеров в этой сфере, несмотря на существующие препятствия. Однако работать эффективно мешает целый ряд препятствий.

В ПЛЕНУ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Одним из таких препятствий директор ИДНО ТПУ Денис Чайковский называет сложившуюся в этой сфере «правовую неразбериху»: нормативно-правовые акты, регламентирующие работу системы дополнительного образования, нередко противоречат друг другу, а попытки отойти от жесткого государственного регулирования системы не всегда доводятся до конца. Ситуация усугубляется и тем, что далеко не все вузы стремятся к честной конкуренции и спешат выполнить установленные требования. С этим мнением солидарна и выступившая с докладом директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева – она также назвала главной проблемой несовершенство законодательства.

– Пожалуй, именно в дополнительном профессиональном образовании дистанционные технологии проявляют себя наиболее эффективно, – считает Галина Васильевна. – Но основная проблема сегодня – это отмена государственной аккредитации программ ДПО с 1 января 2011 года. Сегодня середина 2012-го, но юридически аккредитации ДПО лишились только те вузы, которые проходили государственную аккредитацию в течение 2011 года. Остальные продолжают выдавать документы государственного образца. Почему? Если посмотреть на аукционы, которые проводятся в области ДПО, то примерно в 80 процентах случаев окажется, что их условия предусматривают выдачу документов государственного образца. Целый ряд ведомств сегодня просто обязаны повышать квалификацию сотрудников с таким условием – это требование никто не отменил. Это противоречие, как и отсутствие федеральных требований к подготовке специалистов (а сегодня ФГТ разработаны утверждены лишь для таможенников, охранников и государственных служащих – прим. ред.) не может не создавать многочисленные помехи в работе системы ДПО. Особой «благодарности» удостоился и пресловутый 94-й Федеральный закон, благодаря которому победу в конкурсе одерживают структуры, предложившие заведомо нереальную – разумеется, при условии качественного обучения – стоимость своих услуг. Остаётся лишь порадоваться, что 94-ФЗ в его сегодняшнем виде осталось существовать недолго. И понадеяться, что остальные пожелания представителей системы ДПО к законодателям также будут услышаны.

УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

Высказать свою точку зрения на существующие проблемы и поделиться опытом смогли также представители ТУСУРа, ТГАСУ, ТГПУ, ТЭЮИ, Учебного центра ТПУ&SoftLine, «Центра международной сертификации технического образования и инженерной профессии» ТПУ и другие выступающие. Однако все споры о совершенствовании системы ДПО не будут иметь смысла, если потребности в ее существовании не чувствуют потенциальные потребители ее услуг. Помня об этом, организаторы «круглого стола» дали возможность высказаться и представителям студенчества. Первым, кто получил слово после приветствия заместителя председателя комитета по высшему профессиональному образованию Администрации Томской области Анны Кудиновой и зампроректора ТПУ по образовательной и международной деятельности Егора Язикова, стал студент политехнического Максим Гвоздев.

– Учитывая современные рыночные условия и скорость научно-технического прогресса, в актуальности непрерывного образования сомневаться не приходится, – заверил он. – Рынок труда сегодня отличает острая конкурентная борьба, и без постоянного обновления знаний и навыков ценность кадров теряется. Сформулировал Максим и основные, на его взгляд, проблемы: недостаток информации о тех возможностях, которые предоставляет система дополнительного образования, невозможность самостоятельно выбрать необходимые учащемуся дисциплины и недостаточно эффективное взаимодействие вузов с работодателями:

– Выпускник ФТИ ТПУ, студентом которого я являюсь, сегодня получает предложения о работе как минимум от трех работодателей. И взаимодействие с предприятиями находится на высоком уровне. Но многие студенты других подразделений и вузов вынуждены бороздить просторы Сибири даже в поисках места для прохождения производственной практики, – заступился студент за менее удачливых товарищей.

– Отсутствие чётких требований со стороны профессионального сообщества к тем программам, которые предлагают вузы, – очень серьёзная проблема, – подтверждает Денис Чайковский. – Сейчас на уровне Правительства разрабатываются профессиональные образовательные стандарты, в рамках которых можно будет определить квалификацию специалиста. Но из 800 стандартов, которые должны появиться, разработаны пока лишь 69. Работодатели не хотят заниматься этой непростой работой. Вузам же приходится буквально догадываться о том, чего хотят работодатели, и это у них не всегда получается хорошо.

ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕПИ

Замначальника ОАО «ТомскНИПИнефть» Андрей Латышев заверил: предприятия больше, чем кто-либо, заинтересованы в высоком качестве кад-ров и не менее высокой степени их соответствия тем требованиям, которые предъявляет к ним предприятие.

– Но с точки зрения работодателя знания и компетенции – это разные вещи, – заметил он. – И нам важно развивать в первую очередь компетенции сотрудника. А их можно почерпнуть лишь на курсах, которые разработали практики. Вузы же ведут обучение студентов в рамках стандартной программы, как правило, по одной специализации. В итоге мы имеем блестящего строителя, не имеющего представления о том, как его знания связаны с работой линейщиков, трубопроводчиков и других участников технологической цепочки. Поэтому блестящие с его точки зрения решения могут оказаться далеко не оптимальными.

Один из вариантов, способных наиболее полно удовлетворить потребности работодателя, предложил выступивший в конце «круглого стола» директор Центра дополнительного профессионального образования ИДНО ТПУ Игорь Сафьянников. Речь идет о создании образовательных кластеров, в состав которых входили бы не только предприятие и вуз, но ССУЗ (техникум или училище), и школа (лицей, гимназия). Пример интеграции со средним образовательным учреждением в университете уже есть — лицей при ТПУ работает давно и успешно. Но его выпускников вузу и бизнесу явно недостаточно. Между тем непрерывное обучение специалистов, со школьной скамьи «заточенных» на потребности конкретного предприятия, дало бы, по мнению Игоря Сафьянникова, оптимальный результат.

Сейчас ТПУ работает над созданием первого такого кластера. Но не будем забегать вперёд. Скажем лишь, что его создание принесло бы пользу не только предприятию, но всем остальным участникам этого добровольного объединения.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Латышев, заместитель начальника ОАО «ТомскНИПИнефть»:

– Такие мероприятия, безусловно, полезны, поскольку дают возможность посмотреть, чем дышит вуз и что он готов предложить предприятиям. С ТПУ мы сотрудничаем очень плотно и постоянно – я уверен, что у предприятий сегодня просто нет другого выбора, кроме как идти в вузы со своими программами и предложениями, потому что стандартные учебные программы от реального производства несколько оторваны. К сожалению, не все вузы демонстрируют такое же движение нам навстречу, как ТПУ. Возможно, нам сегодня нужно нечто подобное советской системе профориентации – чтобы работодатели могли прийти в университеты и дать студентам те знания, в которых предприятия реально заинтересованы.