Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Учиться – хорошо, а учиться профессии – ещё лучше

Алиса Безпрозванных

МНЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ТПУ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПЕРСПЕКТИВАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

В 2010/2011 учебном году отделом социально-психологических исследований информационно-иследовательского центра совместно с отделом организации практик и трудоустройства было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выяснение мнения выпускников ТПУ о качестве образовательного процесса и перспективах их трудоустройства.

В опросе приняли участие 700 выпускников различных подразделений ТПУ. Результаты исследования позволяют констатировать в целом по вузу высокий уровень оценок выпускников по поводу организации учебного процесса. При этом группу наиболее высоко оцененных параметров составили компьютерное обеспечение, оснащение аудиторий и методическое обеспечение образовательного процесса. Напротив, более критичные оценки получили направленность учебного процесса в целом на овладение будущей специальностью, научно-исследовательская работа студентов и техническое оснащение лабораторной базы.

Бесспорно, одним из самых значительных факторов, влияющих на качество образования в вузе, является уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава. В связи с этим выпускникам, принявшим участие в опросе, предлагалось оценить методику преподавания, знание предмета, владение современными средствами обучения и умение установить контакт с аудиторией преподавателей различных блоков дисциплин.

Полученные данные позволяют констатировать весьма отрадный факт: опрошенные высоко оценили уровень профессионализма преподавателей различных дисциплин: диапазон средних значений оценок по университету в целом колеблется от 4,3 до 4,8 балла. При этом следует отметить, что несколько выше по сравнению с другими параметрами выпускники оценивают знание предмета преподавателями всех блоков дисциплин. Существенных отличий в оценках профессионализма преподавателей в зависимости от института/факультета обучения исследование не выявило.

Задачи настоящего исследования включали также выявление самооценок выпускников уровня знаний и навыков, приобретённых за время обучения в университете.

Результаты исследования, представленные в таблице, демонстрируют, что в целом выпускники 2011 года высоко оценивают уровень собственных знаний и навыков. Несколько ниже выпускники удовлетворены полученными практическими навыками: на общем фоне достаточно высоких оценок именно по данному параметру зафиксированы оценки ниже 4-х баллов у респондентов ИЭФ, ГФ, ЭНИНа, ИНК (3,5; 3,7; 3,7; 3,8 балла соответственно). Следует отдельно отметить наиболее низкие самооценки выпускников инженерно-экономического факультета, как приобретённых за годы обучения практических навыков (3,5 балла), так и собственных знаний современных технологий производства (3,7 балла), что, на наш взгляд, напрямую коррелируется с зафиксированной самой низкой (по сравнению с оценками респондентов других подразделений) оценкой такого параметра, как направленность учебного процесса в целом на овладение будущей специальностью (3,4 балла).

Одной из задач настоящего исследования являлось выяснение оценок выпускников ТПУ организации и результатов преддипломной производственной практики. Как показал проведенный опрос, в целом хорошо оценена организация и результаты преддипломной производственной практики. Однако обращает на себя внимание существенный разброс в оценках такого параметра, как подготовка практики со стороны института/факультета: так, если респонденты ЭНИНа, ИФВТ, ФТИ, ИПР, ИК вполне удовлетворены (4,3; 4,2; 4,2; 4,1; 4,0 балла соответственно), то мнение выпускников ИНК, ИЭФ и ГФ заметно более критично (3,7; 3,4; 3,1 балла соответственно). Помимо выявления самооценок выпускников приобретённых за время учёбы в ТПУ знаний и навыков, исследование включало выяснение комплексной оценки их готовности к будущей профессиональной деятельности.

Судя по полученным данным, только половина всех опрошенных выпускников 2011 года имеют чёткое представление о характере, содержании и условиях будущей профессиональной деятельности (52,1 %). Оставшаяся же часть респондентов, в основном, в общих чертах представляет, чем им придётся заниматься в дальнейшем в рамках своей профессии (41,2%), а небольшая часть опрошенных имеет весьма приблизительное представление о будущей трудовой деятельности (5,1%).

Таким образом, в ходе анкетирования обнаружена несколько противоречивая картина: с одной стороны, для выпускников в целом характерны достаточно высокие самооценки приобретенных за время учебы знаний по специальности (диапазон средних значений оценок в различных подразделениях колеблется от 4,2 до 4,6 балла, но, с другой стороны, – невысокий уровень их осведомленности о специфике будущей профессиональной деятельности. На наш взгляд, выявленное несоответствие объясняется достаточно большим разбросом оценок опрошенных выпускников различных структурных подразделений такого параметра, как «Направленность учебного процесса в целом на овладение будущей специальностью» и самооценок приобретенных за годы обучения практических знаний. Анализ полученных результатов вновь указывает на необходимость изменений учебного процесса в ТПУ с целью большего «погружения» студентов в будущую специальность, особенно в тех подразделениях, где наиболее велика доля не вполне осведомлённых о своей будущей профессиональной деятельности.

В задачи исследования входило также выявление ситуации, связанной с наличием мест распределения у выпускников ТПУ. У подавляющего большинства опрошенных выпускников на момент анкетирования место для распределения (89,1%) было. Причём более чем половине выпускников это место было предложено непосредственно университетом или при его содействии во время прохождения производственной практики (44,1% и 18%, соответственно). Однако около четверти респондентов пришлось искать место будущей работы самостоятельно, так как их не устроили варианты, предложенные вузом, либо они вообще не получили никаких предложений со стороны ТПУ (12,1% и 11,5%, соответственно).

В целом большинство опрошенных выпускников ТПУ в той или иной степени удовлетворены деятельностью администрации своего института/факультета по содействию им в дальнейшем трудоустройстве (37,6% – полностью, 36% – скорее удовлетворены). При этом следует отметить, что по сравнению с результатами аналогичного опроса 2010 года выявлена некоторая положительная динамика: несколько снизилась доля респондентов, неудовлетворенных данным направлением деятельности администрации своего подразделения (суммарный показатель неудовлетворённости в 2011 г. составляет 13,6% против 20,3% в 2010 г.). Судя по полученным данным, более всего удовлетворены деятельностью администрации своего института по содействию им в трудоустройстве опрошенные выпускники ИФВТ и ИПР (55,8% и 51,1%, соответственно удовлетворены полностью), напротив, менее всего – респонденты ГФ, ИЭФ и ИНК (лишь 7,9%; 23,9% и 26,4%, соответственно), что вполне закономерно, учитывая ситуацию с распределением.

В заключение анкеты предлагалось ответить на вопрос, намерены ли респонденты рекомендовать наш вуз своим родственникам, друзьям. Как показало исследование, значительное большинство всех опрошенных выпускников 2011 года с абсолютной уверенностью утвердительно ответили на поставленный вопрос (69,3%), что свидетельствует об их достаточно высокой степени удовлетворенности обучением в ТПУ в целом.

В ходе анкетирования выпускники высказали свои замечания и пожелания относительно организации образовательного процесса в ТПУ и дальнейшего трудоустройства. Всего было получено около 400 высказываний, которые были проанализированы и сгруппированы в смысловые блоки. Ниже приводится дайджест высказываний опрошенных выпускников:

1. Акцентировать внимание на практическую составляющую образовательного процесса, а также увеличить количество аудиторных часов по специальным предметам:

• «Практики очень мало и недостаточно. Нужно, как минимум, 2 раза в учебный год».

• «Активнее взаимодействовать с предприятиями, проводить экскурсии у потенциальных работодателей».

• «Как примеры, для студентов необходимы занятия с людьми, реально работающими на производстве, приносящем прибыль».

• «Устраивать более продолжительные производственные практики».

• «Сделать акцент именно на реалии производственного процесса, как такового!!!»

• «Увеличить количество аудиторных часов для дисциплин по специальности».

• «Меньше общеобразовательных предметов на 1-2 курсах, дублирующих школьную программу. Знания, полученные на этих этапах обучения, на 80% забываются и/или не применимы/не нужны в будущей профессиональной деятельности. За счёт этих часов следовало бы добавить часы спец. предметов и как можно раньше знакомить студента с будущей профессией».

• «Больше практики, теория должна чем-то подкрепляться каждый семестр.

• «Усовершенствовать преподавание английского языка, больше практических занятий, связанных со специальностью».

2. Оптимизировать организацию трудоустройства:

• «Увеличить «географию» распределения».

• «Наладить контакт с предприятиями».

• «Искать больше вариантов распределения на предприятия».

• «Иметь более тесные связи с работодателями, с бывшими выпускниками ТПУ».

• «Повышать качество предлагаемых рабочих мест. Отслеживать соответствие уровня работ предлагаемым специальностям».

3. Необходимость обновления лабораторной базы:

• «Обновить приборы в лабораториях».

• «В лаборатории старое оборудование».

• «Побольше научно-исследовательского оборудования и работы для студентов. Глубокие интеграции в работу различных НИИ».

• «Хотелось бы обновления стендов для проверки лабораторных работ».