Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Евро-вектор
Москва-Будапешт-Париж-Гамбург

1-2 марта 2006 года в МГТУ имени Н.Э. Баумана работал Международный семинар \"Европейская система качества и аккредитация инженерного образования\". Семинар собрал более 130 участников. География – самая широкая. Интерес - живейший, вызванный тем, что Ассоциация инженерного образования России в течение 2 лет участвовала в выполнении европейского проекта. Имеется ввиду создание системы, включающей критерии и процедуры, которые способны модернизировать действующие национальные системы аккредитации в соответствии с Болонским процессом и способствовать синтезу национальных систем. Россию на этих заседаниях представляли проректор по стратегическому управлению ТПУ А.И. Чучалин (член Steering Committee) и директор Центра академической мобильности ТПУ О.В. Боев (член Project Board).

Итогом двух лет стала разработка двух - огромной важности! - документов: EUR-ACE Framework Standards and Procedures for the Accreditation of Engineering Programmes и Organization and Mаnаgеment of the EUR-ACE Accreditation System. Участники семинара были ознакомлены с этими документально-материализованными результатами. В числе других прозвучал доклад профессора А.И. Чучалина \"Эволюция качества инженерного образования в ТПУ за счёт внешней оценки\".

Что же касается неформальных итогов, то Россия - в лице АИОР – стала соучредителем мощной общеевропейской организации, прямой задачей которой является оценка качества инженерного образования. Проект получил имя собственное - EURopean Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE). Проректор ТПУ А.И. Чучалин, как председатель аккредитационного Совета АИОР, был избран членом Административного Совета ENAEE. Таким образом, главное состоит в том, что, аккредитуя программу того или иного российского вуза, Ассоциация инженерного образования России отныне свободно конвертирует таковую в международно-признанную в рамках созданной Европейской Сети.

2 марта состоялось рабочее заседание Аккредитационного центра АИОР. Были рассмотрены вопросы развития национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий с использованием критериев и процедур, согласованных EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes и Organization and Mаnаgеment of the EUR-ACE Accreditation System (более 60 участников).

В работе принимали участие руководитель Engineers Mobility Forum Алек Хэй (Alec Hay), представляющий организацию, которая обеспечивает мобильность инженеров за счёт создания системы регистрации и сертификации; координатор EUR-ACE Project Джулиано Августи (Giuliano Augusti) и Генеральный секретарь FEANI - \"Federation Europeenned\'Associations Nationales d\'lngenieurs\" Филипп Уотерс (Philippe Wauters), представляющий Федерацию европейских инженерных организаций, присваивающих статус Евро-инженера (EUR-ENG).

***

4-8 марта в Будапеште (Венгрия) работал 7 World Congress on Engineering Education \"Mobility of Engineers\", который проходил под эгидой Всемирной Федерации Инженерных Организаций (WFEO). Свыше 200 участников, представлявших более чем 40 стран мира, собрались для обсуждения проблем обеспечения мобильности инженеров. На одной из ключевых секций прозвучал доклад, подготовленный Ассоциацией инженерного образования России (авторы - Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, С.В. Могильницкий, О.В. Боев) \"Issues of Engineering Profession Development in Russia\". Итоговым документом Конгресса стала Декларация, в которой, в частности, говорится:

\"Инженерное сообщество играет существенную роль в содействии основным процессам в инженерном образовании: качество образования, аккредитация инженерных квалификаций, региональные соглашения, установление существенных эквивалентов, разработка учебных планов, включающих системные междисциплинарные предметы и инновации.

Важно, что инженерное образование III-го тысячелетия всё более наполняется исследовательской составляющей, и в то же время должно не только учитывать такие аспекты, как глобализация, устойчивое развитие, защита окружающей среды и её воспроизводство, методы снижения бедности, создание возможностей, но и максимально конструктивно сочетаться с инициативами в технологическом развитии. Только так можно содействовать созданию условий для благополучия Человека. Иными словами, инженерное образование должно подготовить новое поколение инженеров, обеспечивая их знаниями и компетенциями, необходимыми для Будущего мира. Участники согласились с тем, что инженерная профессия представляет собой мост между наукой и технологиями, а инженерное образование должно давать широкие возможности для взаимодействия инженеров индустрии и академий.

На протяжении всей жизни инженерам важно помнить о нормах, которые в равной степени - Словно мост! – соединяют и помогают учитывать глобальные и национальные интересы и ценности\".

***

Во второй декаде марта в Париже прошёл семинар ректоров \"Impact of the Bologna Process on Information Technology in European Universities\", организованный ассоциациями European University Information System (EUNIS) и European University Association (EUA) совместно с крупнейшими фирмами-производителями программного обеспечения, используемого для научных исследований и образования. Из компаний, производящих SOFT подобного - мирового - уровня, данный семинар спонсировали: широко известная SUP; SUN Microsystems (на платформе которой, в частности, устанавливает свои базы данных Томский политехнический университет), WebCT (ПО компании также находит применение в университете); SUNGARD и другие.

Семинар собрал ректоров европейских университетов. Обсуждали вопросы, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий для повышения качества и эффективности научной и образовательной деятельности. Особое внимание было уделено возможностям информационно-коммуникационных технологий (ICT) в совершенствовании Систем управления университетами.

В частности, приводились примеры построения автоматизированных систем управления знаниями (Knowledge Management Systems) в университетах; информационного обеспечения стратегического планирования; сопровождения Систем управления качеством на основе критериев European Foundation for Quality Management (EFQM). Одним словом, семинар полностью подтвердил перспективность и обоснованность стратегии ТПУ, направленной на применение платформы WebCT в учебной деятельности, развитие системы управления качеством за счёт создания эффективной автоматизированной системы управления знаниями.

В один из парижских дней проректор по стратегическому управлению ТПУ профессор А.И. Чучалин посетил Ecole des Mines de Paris. Напомним, что в конце февраля делегация Томского политехнического во главе с ректором Ю. П. Похолковым встречалась в Новосибирске с представителями элитных высших учебных заведений Франции - Ecole Polytechnique и Ecole des Mines de Paris. Оба вуза входят в Grand Ecole d?ingenieurs de Paris (Ассоциация Элитных школ Франции) ParisTech. Это весьма престижный союз инженерных школ, объединяющий 11 элитных национальных вузов. Если первая ознакомительная встреча прошла в России, то уже в марте со стороны ТПУ последовал ответный шаг.

Первая встреча - с Директором по международным делам Ecole des Mines de Paris, профессором Jean du Mouza. В ходе встречи были обсуждены возможные направления сотрудничества: совместные научные исследования, академические обмены, совместные Double Degree программы. Стороны отметили, что особый интерес представляет сотрудничество в таких областях, как Biotechnology, Earth and Environmental Sciences, Industrial Economics, Scientific Management, Underground Engineering and Management.

Крайне интересен опыт наших французских коллег в том плане, что Ecole des Mines de Paris, например, готовит не специалистов в области техники и технологий, но менеджеров, которые работают в различных областях инжиниринга.

Естественно, что студенты попадают в эти программы исключительно по конкурсу, который необычайно высок. И попадают - лучшие. На определённом этапе их начинают специализировать на различных отраслях инжиниринга, для того чтобы развить менеджерские навыки, имея в знаменателе конкретную (любую) отрасль. И даже если потом кто-то из них перейдёт в другую сферу, полученные навыки управления бизнесом будут держаться на базовом НАДотраслевом уровне.

Следующим был визит и встреча с профессором Высшей Школы Искусств и ремесел (Ecole Nationale superieure des Arts et Metiers: ENSAM) Jean-Luc Lataillade. Предметом обсуждений стали возможные направления развития двухстороннего сотрудничества ТПУ и университетов Grand Ecole d?ingenieurs de Paris.

Вузы ассоциации совместно ведут исследования и реализуют образовательные программы, в том числе по подготовке магистров. Французской стороной было высказано опережающее предложение о сотрудничестве ParisTech и UniTomsk (ассоциацией томских университетов, которую планируется создать).

К слову, совсем недавно Томский политехнический университет победил в конкурсе, объявленном мэрией города Томска. И теперь мы приступаем к подготовке проекта концепции развития Томска как центра науки и образования мирового уровня.

***

В первых числах апреля в Гамбурге состоялась Spring Conference 2006 Ассоциации Европейских университетов (EUA объединяет более 700 университетов и является идеологом Болонского процесса). Тема конференции – «Founding Strong Universities: Diversification, Student Support and Good Governance».

Докладчики отмечали, что экономика Европы заметно отстаёт в своём развитии от экономики США. И это обусловлено отставанием в цепи: образование-исследования-разработки. К сожалению, несмотря на все усилия, предпринимаемые (в том числе) в рамках Болонского процесса, Европейская система высшего образования менее эффективна, чем в США. Университетам Европы требуются значительные инвестиции, пока же средств на развитие не хватает. Это необычайно актуализирует такой инструмент финансирования, как фандрайзинг.

Темы докладов были связаны в основном с опытом диверсификации источников финансирования университетов Европы: введение платы за обучение, работа с выпускниками, спонсорами и другие. Опыт в этой области университеты нарабатывают, вопреки традиции (во Франции - бесплатное образование).

В частности, на заседании одной из рабочих групп (Chair – Geert Sanders, Department of Development and Fundraising, Uni of Groningen) говорили именно об этом. По завершении работы Spring Conference 2006 организаторы из EUA провели Генеральную Ассамблею-2006. Томский политехнический университет уже как полноправный член EUA (в лице проректора по стратегическому управлению А.И. Чучалина) участвовал в работе.На заседании были обсуждены и приняты важные документы: «Vision and Strategy for European Universities and the European University Association», «Action Plan and Work Programme 2006\\2007», «2006 Budget». Также были обсуждены и прошли процедуру голосования некоторые технические изменения в Уставе EUA.

Записал О.Н. Плотников