Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ТИГР, ПРЫГАЮЩИЙ ЧЕРЕЗ БУРНЫЙ ПОТОК, или как преуспеть в карьере

ТРИ ШАГА ВПЕРЕД – ЭТО УЖЕ ПУТЬ.

Китайская пословица

Речь пойдет о студенческих проблемах. Точнее – о проблемах студентов нашего вуза. Совсем точно – о возможных ступенях карьерного роста и об особенностях студенческого возраста. Китайские мудрецы называли человека, решившего посвятить себя карьере, тигром, который готовится перепрыгнуть бурлящую реку. Они возводили в ранг достоинства профессионализм, физическую подготовку и мудрый характер такого человека. По их мнению, человек, сделавший несколько шагов вперед, уже достоин самоуважения и уважения окружающих!

Написать эту статью меня подтолкнула встреча, произошедшая два года назад в Доме ученых на «Дне карьеры». Этот день проводила нефтяная компания «Юкос» для студентов томских вузов. Напомним, что несколько десятков выпускников, заполнив анкеты, смогли получить работу в подразделении одной из самых престижных нефтяных компаний страны. Главное, что привлекает томских студентов в «Юкосе» - это возможность саморазвития с применением на практике всего того, чему их учили в ТПУ. И конечно же, уровень зарплаты!

Выяснилось, что у 37% ребят 1-2 курсов отмечается (уже!) хроническая усталость. Сами они оценивают свое здоровье на «четыре с минусом». В этом возрасте оказался высок и процент тревожности – 41% (выше, чем в детстве). А это указывает на моральную незащищенность юного человека. Некоторые студенты посетовали на то, что их родители мало уделяли им времени в детстве. Эти взрослые дети нередко испытывают чувство одиночества и неуверенности в себе (33% ). У не слишком большого процента ответивших наблюдаются проблемы в общении (24%). Но практически все написали, что в будущем им хочется сделать удачную карьеру с достижением высоких результатов и личного счастья.

Современный педагог не только обучает, но и воспитывает. Он обязан построить творческий процесс таким образом, чтобы студенту было интересно и комфортно на занятиях. На таких занятиях должна присутствовать атмосфера дружбы, понимания и согласия. Еще в 17 веке великий польский педагог Ян Амос Коменски сформулировал цели и задачи учителя и ученика: «Индивидуальность учащегося, его «лирическое Я» должно быть замечено, а его самостоятельность - всячески поощрена. Это поможет ему в будущем достичь высоких степеней в карьере».

В учебном процессе это означает индивидуально – личностный подход к каждому обучающемуся, что не без успеха и пытаются осуществлять современные педагоги. Конечно, на занятиях должны «подводиться» сильный теоретический фундамент и практическая база применения знаний. Но сегодняшние психологи говорят и о психореализации современного человека, то есть, о его способности пользоваться этими знаниями и умениями в полной мере, найдя свое настоящее место в жизни.

Для этого необходимо подготовить студента к современным условиям, помочь ему стать конкурентоспособным, бережно взращивая в нем его творческое «Я». Гуманизм современной педагогики тесно связан с развитием психологии и проблемами дидактики; это означает: не то, чтобы человек не сделает в жизни ошибок, а чтобы он смог их вовремя исправить. К этому студентов необходимо готовить.

52% студентов отмечают в себе перемену характера. Они связывают это с взрослением, c изменениями в жизни: c поступлением в вуз, с развитием новых интересов, с открывшимися новыми возможностями.

43% студентов ответили, что довольно часто переживают в жизни стрессы; однако, 36% справляется с этими стрессами довольно быстро с помощью чтения, музыки, хобби, спорта, общения с друзьями и домашними. Кстати, спорт помогает очень многим! У ряда студентов есть домашние животные, которые тоже помогают справиться с неприятностями.

Достаточно большому количеству студентов нравится заниматься иностранными языками, и не только на занятиях, но и совершенствовать их самостоятельно, ( 41% ответивших). Такие студенты полагают, что знания иностранных языков (даже нескольких!) помогут им в ступенях карьерного роста, поскольку сегодня знать иностранные языки актуально и престижно. В процессе анкетирования мы задавали вопросы студентам о их месте в жизни. Интересно ответили на вопрос о выборе будущей профессии 78%: « Я верно выбрал! Эта профессия - моя». 57% студентов ответили, что им хочется лидировать в жизни, расширяя контакты общения. В данном случае прослеживаются интересные параллели между желанием лидерства и ощущением себя любимым ребенком в детстве. Многие из этих ребят ответили, что они испытывают чувство самоуважения и очень нравятся себе самим. Отметим, что эти люди придерживаются активной жизненной позиции, они способны к творческому поиску и «конструктивному карьеризму» в самом хорошем смысле. Годы учебы проходят быстро и не повторяются. В стенах ТПУ студенты получают «путевку в жизнь». Поможем им развить в себе конструктивно–творческие качества! В этом и состоит наша педагогическая миссия. А для тех, кто не совсем умеет справляться самостоятельно со своими личными проблемами, напомним рабочий телефон нашей социально – психологической службы: 55-99-63. Там работают квалифицированные психологи, которые помогут Вам решить эти проблемы. Звоните, приходите и будьте счастливы!

Лилия АНТРОПЯНСКАЯ