ТРИ ШАГА ВПЕРЕД – ЭТО УЖЕ ПУТЬ.
Китайская пословица
Речь пойдет о студенческих проблемах. Точнее – о проблемах студентов нашего
вуза. Совсем точно – о возможных ступенях карьерного роста и об особенностях
студенческого возраста. Китайские мудрецы называли человека, решившего посвятить
себя карьере, тигром, который готовится перепрыгнуть бурлящую реку. Они возводили
в ранг достоинства профессионализм, физическую подготовку и мудрый характер
такого человека. По их мнению, человек, сделавший несколько шагов вперед, уже
достоин самоуважения и уважения окружающих!
Написать эту статью меня подтолкнула встреча, произошедшая два года назад
в Доме ученых на «Дне карьеры». Этот день проводила нефтяная компания «Юкос»
для студентов томских вузов. Напомним, что несколько десятков выпускников, заполнив
анкеты, смогли получить работу в подразделении одной из самых престижных нефтяных
компаний страны. Главное, что привлекает томских студентов в «Юкосе» - это возможность
саморазвития с применением на практике всего того, чему их учили в ТПУ. И конечно
же, уровень зарплаты!
Выяснилось, что у 37% ребят 1-2 курсов отмечается (уже!) хроническая усталость.
Сами они оценивают свое здоровье на «четыре с минусом». В этом возрасте оказался
высок и процент тревожности – 41% (выше, чем в детстве). А это указывает на
моральную незащищенность юного человека. Некоторые студенты посетовали на то,
что их родители мало уделяли им времени в детстве. Эти взрослые дети нередко
испытывают чувство одиночества и неуверенности в себе (33% ). У не слишком большого
процента ответивших наблюдаются проблемы в общении (24%). Но практически все
написали, что в будущем им хочется сделать удачную карьеру с достижением высоких
результатов и личного счастья.
Современный педагог не только обучает, но и воспитывает. Он обязан построить
творческий процесс таким образом, чтобы студенту было интересно и комфортно
на занятиях. На таких занятиях должна присутствовать атмосфера дружбы, понимания
и согласия. Еще в 17 веке великий польский педагог Ян Амос Коменски сформулировал
цели и задачи учителя и ученика: «Индивидуальность учащегося, его «лирическое
Я» должно быть замечено, а его самостоятельность - всячески поощрена. Это поможет
ему в будущем достичь высоких степеней в карьере».
В учебном процессе это означает индивидуально – личностный подход к каждому
обучающемуся, что не без успеха и пытаются осуществлять современные педагоги.
Конечно, на занятиях должны «подводиться» сильный теоретический фундамент и
практическая база применения знаний. Но сегодняшние психологи говорят и о психореализации
современного человека, то есть, о его способности пользоваться этими знаниями
и умениями в полной мере, найдя свое настоящее место в жизни.
Для этого необходимо подготовить студента к современным условиям, помочь
ему стать конкурентоспособным, бережно взращивая в нем его творческое «Я». Гуманизм
современной педагогики тесно связан с развитием психологии и проблемами дидактики;
это означает: не то, чтобы человек не сделает в жизни ошибок, а чтобы он смог
их вовремя исправить. К этому студентов необходимо готовить.
52% студентов отмечают в себе перемену характера. Они связывают это с взрослением,
c изменениями в жизни: c поступлением в вуз, с развитием новых интересов, с
открывшимися новыми возможностями.
43% студентов ответили, что довольно часто переживают в жизни стрессы; однако,
36% справляется с этими стрессами довольно быстро с помощью чтения, музыки,
хобби, спорта, общения с друзьями и домашними. Кстати, спорт помогает очень
многим! У ряда студентов есть домашние животные, которые тоже помогают справиться
с неприятностями.
Достаточно большому количеству студентов нравится заниматься иностранными
языками, и не только на занятиях, но и совершенствовать их самостоятельно, (
41% ответивших). Такие студенты полагают, что знания иностранных языков (даже
нескольких!) помогут им в ступенях карьерного роста, поскольку сегодня знать
иностранные языки актуально и престижно. В процессе анкетирования мы задавали
вопросы студентам о их месте в жизни. Интересно ответили на вопрос о выборе
будущей профессии 78%: « Я верно выбрал! Эта профессия - моя». 57% студентов
ответили, что им хочется лидировать в жизни, расширяя контакты общения. В данном
случае прослеживаются интересные параллели между желанием лидерства и ощущением
себя любимым ребенком в детстве. Многие из этих ребят ответили, что они испытывают
чувство самоуважения и очень нравятся себе самим. Отметим, что эти люди придерживаются
активной жизненной позиции, они способны к творческому поиску и «конструктивному
карьеризму» в самом хорошем смысле. Годы учебы проходят быстро и не повторяются.
В стенах ТПУ студенты получают «путевку в жизнь». Поможем им развить в себе
конструктивно–творческие качества! В этом и состоит наша педагогическая миссия.
А для тех, кто не совсем умеет справляться самостоятельно со своими личными
проблемами, напомним рабочий телефон нашей социально – психологической службы:
55-99-63. Там работают квалифицированные психологи, которые помогут Вам решить
эти проблемы. Звоните, приходите и будьте счастливы!
Лилия АНТРОПЯНСКАЯ