Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Портрет политехника стал ярче

В предыдущем номере мы закончили публикацию статьи Г. М. Сорокина «Штрихи к портрету вузовской молодежи наступившего века».

Сегодня мы хотим представить Вашему вниманию некоторые «штрихи к портрету» студента ТПУ-2003. Материал основан на социологическом опросе студентов нашего университета по актуальным вопросам жизни в 2003 году. Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей различных аспектов жизни студентов, взаимосвязей социального, профессионального, мировоззренческого, межличностного и других видов самоопределения, составляющих в совокупности социально-психологический портрет. Первое такое исследование в нашем университете было проведено в 1999 году.

Обобщая результаты опроса студентов 2003 года и сравнивая их с коррелируемыми данными социологического исследования 1999 года, можно выделить следующие особенности студентов ТПУ.

Иерархия жизненных ценностей студентов за пять лет претерпела ряд изменений. По-прежнему наиболее значимы материальное благополучие, здоровье, а также любовь и получение образования.

Ради достижения цели, большинство студентов скорее готовы преступить закон и обратиться к криминальным структурам, отказаться от комфортных условий, чем пожертвовать отношениями с родителями, любимым человеком и друзьями. Таким образом, можно отметить, что, с одной стороны, студенты достаточно нравственны, а с другой стороны, в их сознании присутствует установка пренебрежения к законопослушию.

Студенты имеют оптимистическую позицию относительно будущего, большинство из них ощущают уверенность в завтрашнем дне. Эта уверенность прямо связана с перспективами трудоустройства. Студенты гуманитарных факультетов ощущают большую уверенность в завтрашнем дне, чем студенты технических факультетов.

Студенты гуманитарных факультетов более удовлетворены различными сторонами своей жизни, нежели студенты технических факультетов. Основной интерес респондентов фокусируется на той области знаний, которая непосредственно связана с их специализацией: «гуманитарии» наиболее активно интересуются гуманитарной проблематикой, а студенты, обучающиеся на технических специальностях - научно-технической. Социально-экономическая и политическая сферы знания являются следующими по степени значимости для всех опрошенных студентов, независимо от направления их обучения.

Студенты высоко оценивают уровень культуры преподавателей. Собственный уровень культуры и уровень культуры одногруппников значительное большинство респондентов оценили как «средний», причем к одногруппникам выражено более критичное отношение. Оценки студентов гуманитарных факультетов по сравнению с оценками студентов технических специальностей по всем трем параметрам (уровень культуры преподавателей, одногруппников и собственный) заметно выше.

Большинство студентов ценят, в первую очередь, личностные качества одногруппников, а также высокие результаты учебы и целеустремленность. Умение зарабатывать ценят только единицы, при этом большинство студентов считает важным для себя материальное благополучие.

Для студентов, неуверенных в завтрашнем дне, менее значимы результаты учебы, целеустремленность, умение быть «душой компании», личные качества одногруппников, а более важны высокое положение родителей, наличие «связей» и внешность. Данная взаимосвязь позволяет установить следующую зависимость: в завтрашнем дне больше всего уверен тот, кто надеется не на собственные силы и способности, а на внешние обстоятельства и помощь.

Наиболее распространенной формой девиантного поведения в студенческой среде является употребление алкоголя. Распространено грубое нарушение правил проживания в общежитии. Тревожная ситуация и в отношении употребления наркотических веществ: около половины респондентов указали, что в студенческой среде встречается употребление наркотиков. Вместе с тем, по сравнению с исследованием 1999 года, выявлена позитивная динамика изменения степени распространения таких форм девиантного поведения, как воровство, употребление наркотиков, вымогательство со стороны других студентов, грубые нарушения правил проживания в общежитии - степень распространения этих явлений заметно снизилось.

Способы проведения досуга студентами ТПУ достаточно разнообразны, они способствуют полноценному отдыху и развитию различных качеств личности. Основная направленность в проведении свободного времени у студентов - «гуманитариев» и «технарей» - несколько отличны. Студенты гуманитарных факультетов склонны к интеллектуальной деятельности и разнообразию социальных контактов, а студенты технических факультетов - к индивидуальному развитию и деятельности, нацеленной на прагматические результаты.

Подробные результаты социологического исследования изданы и розданы в подразделения университета. Желающие ознакомиться с этими материалами могут обратиться в отдел вне-учебной работы (гл. корпус, 221 каб.).

В заключении необходимо отметить, что работа проведена социолого-психологической службой университета, под руководством Иванкиной Л.И., в рамках целевой программы развития университета «Социальный сервис и здоровье», (руководитель В.А. Бутенко). Большую помощь в проведении опроса оказал старостат университета.

Материал подготовлен отделом внеучебной работы (тел. 56-36-19)