Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ТЕОРИЯ ПУЛЬСАЦИЙ ЗЕМЛИ РАЗВИВАЕТСЯ В ТОМСКЕ

Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть.

М.Ю Лермонтов

0 февраля 2004 года - день рождения Михаила Антоновича Усова, всемирно известного геолога, первого академика Сибири, избранного действительным членом академии наук в 1938 году. М.А. Усов был выпускником, профессором по кафедре геологии, а затем проректором Томского технологического института. С 2000 года в Томском политехническом университете действует памятный кабинет-музей академиков В.А. Обручева и М. А. Усова. Но лучший способ почтить память учёного - это продлить время активной жизни его идей.

В последние годы своей жизни Михаил Антонович Усов выдвинул гипотезу, по которой планета Земля подвергается периодическим расширениям и сжатиям.

Гипотезу ученика принял и развил его учитель, академик В.А. Обручев. Первый выпуск «Известий Академии наук СССР, серия геологическая» за 1940 год открывают две статьи. Первая статья «Геотектоническая теория саморазвития материи Земли». Это 14 тезисов будущего труда, который М. А.Усов предполагал написать, но не успел. Вторая статья «Пульсационная гипотеза геотектоники» принадлежит В.А. Обручеву, который не только выделяет гипотезу ученика из всех других на эту же тему, но и развивает её сам, как бы заканчивая труд Усова, оборвавшийся из-за его смерти в 1939 году.

Предположения, составившие позднее гипотезу пульсирующей Земли, зародились ещё в девятнадцатом веке и довольно долго существовали порознь, как вполне самостоятельные гипотезы. Первой серьёзной научной работой, посягнувшей на изменение размеров Земли, можно считать кон-тракционную гипотезу де Бомона, согласно которой некогда горячая Земля в данное геологическое время скрывается под холодной корой и остывает, подобно печёному яблоку. Подробно она изложена в труде де Бомона «О горных системах» в 1852 году. Идея контракции поддерживала космогоническую гипотезу Канта-Лапласа об образовании планет Солнечной системы в результате сжатия и последующего вращения газовой туманности, по которой изначально планеты были горячими, и постепенно охлаждались, уменьшаясь в объёме.

Противоположная идея о расширении земного шара была высказана астрономом-любителем Е.В.Быхановым. Он объяснил удивительное совпадение береговых линий континентов прежним единством земной суши, составлявшим праматерик, затем разделённый на континенты силами, расширяющими Землю. В небольшой работе «Астрономические предрассудки и материалы для составления новой теории образования планетной системы», изданной в городе Ливны в 1877 году, Е.В. Быханов изложил свои соображения о возможном расширении земного шара. Это привело к гипотезе «экспансии», также поддержанной рядом исследователей.

Для примирения гипотез контракции и экспансии В.Бухер (США) в тридцатых годах двадцатого века выдвинул гипотезу пульсации Земли, которая только в трудах Обручева и Усова получила конкретное подтверждение фактическим материалом на примере Западной Сибири.

Подготовкой к разработке концепции пульсаций планетных тел представляется научный труд М.А. Усова «Фазы и циклы тектогенеза Западно-Сибирского края», изданный в Томске в 1936 году. Усов пишет: «С 1920 года я принимаю ближайшее участие в руководстве геолого-поисковыми работами в Западно-Сибирском крае... съёмка производилась существенно в горных районах: Алтай, Салаир, Кузнецкий Алатау и Западный Саян, а также в Кузнецкой и Минусинской котловинах... Анализ фактического материала... великолепно подтверждает положение о перемежаемости фаз сжатия и расширения, о пульса-ционном ритме тектогенеза... Я вывел 8 циклов тектогенеза... Объём циклов отвечает примерно крупным подразделениям геологической истории. Так и должно быть, ибо развитие всей Земли и жизнь на ней подчинены общему ритму саморазвития земной материи...»

Идеи Усова и Обручева по периодическому сжатию и расширению Земли были продолжены в шестидесятые годы двадцатого века учёным Томского госуниверситета Н.Б.Мартьяновым. Монография Мартьянова «Пульсации Земли» осталась неизданной. В рукописи книги Н.Е. Мартьянова отмечается, что В.А. Обручев сделал неудачную попытку объяснить пульсации Земли температурными факторами, что давало амплитуды пульсаций в несколько метров. «Проявление гениальной интуиции Усова» Мартьянов видит в том, что «Усов стал первым, кто бросил взгляд в космос и предложил связать периодические расширения и сжатия Земли с волнениями космического пространства».

В настоящее время магнитозвуковые волны космоса широко обсуждаются. Имеются конкретные наблюдения периодических расширений и сжатий Солнца в этих волнах. Идея пульсаций Земли под воздействием магнитозвуковых колебаний космоса поддержана в начале двадцать первого столетия Юрием Ильичом Русиновым, ведущим семинар «Единое поле волн» на механико-математическом факультете Томского государственного университета. Это единственный человек, прочитавший профессиональным взглядом рукопись монографии «Пульсации Земли», которая сохранилась у дочери Мартьянова. Результаты исследований Усова, Обручева, Мартьянова рассматриваются им как экспериментальное подтверждение явлений, должных быть по условию сохранения симметрии в едином поле волн.

Не случайно строка из поэмы «Мцыри» Лермонтова появилась в эпиграфе этой статьи. Усов был разносторонним человеком, в студенческие годы он играл на скрипке, был хорошим чтецом на литературных вечерах, прекрасно танцевал. Потом всё время заняла работа геологом. Любимым поэтом Михаила Антоновича с детства был Михаил Юрьевич Лермонтов. Сам Усов говорил, что поэзия Лермонтова заставила его полюбить горы и привела к страстному увлечению геологией.

Светлана КУЗНЕЦОВА.