Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Звёздное сияние Месяца

Фактически день рождения у Г.А.Месяца бывает один раз в четыре года - 29-го февраля. Как было бы прекрасно для Отечества и для мира, если бы на самом деле каждые его до предела позитивно насыщенные четыре года жизни формально шли за один. И в таком случае исполнилось бы ему не 68, а 17 лет (!).

Даже самый трезвый реалист и противник всяческих цифромании ощутит в этой переливчатой символике намёк на какой-то важный скрытый смысл. Для тех же, кто знает Геннадия Андреевича не только по научным трудам и заслугам, но и лично знаком, никаких тайн, загадок и символики нет.

Он всегда был и остаётся самим собой: Светлый ясный Месяц! Надёжный, как Месяц! Месяц-Месяц - мой дружок! - это его позывные со школьных лет. Даже мальчишеская полудразнилка «Светит Месяц, как Луна» и та подсознательно выдавала догадку, интуицию, детское чутьё или знание («...он всегда был умнее нас») того, что в этом глазастом вихрастом полётном Генке-«месяце» света больше, чем в полной Луне.

Мальчик-юноша-мужчина-мэтр, он во всех своих возрастах уникально честен. И это признак истинного аристократизма. Он принципиален, самоироничен, прост, мил и прекрасен. Бывает же жемчужина в раковине, алмаз в породе, золотой самородок в речном песке... Бывают и люди, проявившиеся по человеческому максимуму. Вот он именно такой, Геннадий Андреевич Месяц!

Авторитетный, всемирно известный учёный с мальчишеской искрой в глазах. По-юношески прозрачный голос с серебринкой. Поразительная способность свободно, кратко, в высшей степени точно и ясно формулировать сложнейшие мысли и понятия. (поэтому пишут чаще не о нём, а всё берут и берут у него интервью. Поэтому он может мудрейшую информацию, например, о достижениях сильноточной электроники и электрофизики изложить студентам как увлекательный рассказ под названием «Изумруды, найденные в мусоре»).

Пушкинская высота дружбы. Естественная, как дыхание, работоспособность. И эти очаровательные, такие мужские особенности стати, жеста, манеры, такта, заманчивая для художников фактура и выразительность рук.

Способом общения Г. Месяца с миром стала физика («Наука - единственное, что делает меня счастливым»). Хроника вхождения в неё, как ода, как гимн. Школу в кузбасском городе Белово окончил с медалью. Томский политехнический - с отличием. Аспирантуру - с более чем успешной защитой. В 30 лет - фундаментальное открытие, в 32 - доктор, в 41 - директор созданного им института («...лучший в мире институт в этой области науки - это институт в Томске» (из американского научного журнала»). В 42 - первая Государственная премия, в 48 - действительный член АН СССР. В 50 - руководитель Уральского отделения АН СССР и т.д. Сегодня академик Геннадий Андреевич Месяц - первый вице-президент РАН - крупнейший в мире специалист по сильноточной электронике, электрофизике, импульсной энергетике. Лауреат Государственных премий СССР и России, и международных, в том числе недавней «Глобальная энергия» за научную деятельность, которая «имеет поворотное значение... и действительно открывает перед человечеством новые возможности» (Жорес Алфёров). А кроме всего - многочисленные членства в отечественных, зарубежных, международных советах, комитетах, академиях... И премии и звания. Между прочим, среди других есть у Геннадия Андреевича звание Почётного гражданина Томской области, жаль что пока ещё не, а можно бы и - Земного Шара!

Как «атланты держат небо на каменных руках», так и он - из тех, кто титаническими усилиями спасает российскую науку от разрушительного шквала перестроечных «реформ». Человек огромной культуры, знаток истории науки, он в жуткие времена «выживания», среди других дел и мер, возродил и «заставил сиять заново» старейшую русскую (много старше нобелевской) премию для учёных – Демидовскую.

Но горько помнить, что всегда, к любой из его высот, дорога была беспощадно тернистой. Тернии, тернии... Кто их считал? Кто их помнит? Только он один и знает, как остры они, как язвительны. А было их едва ли меньше, чем успехов. Дитя войны, он рос в холоде, в тесноте, в поиске куска хлеба. Сын репрессированного отца: рядом с этой без вины виноватостью все остальное - не так страшно. Сколько боли, унижений, несправедливости... Отличного студента отчислили с «режимного» радиофизического... И потом... И ещё... И недавно: «...дел очень много... денег мало, учёные живут плохо, и т.д. Но кому-то нужно все эти проблемы решать. Поэтому не бегу с корабля, хотя устроиться где-нибудь профессором в престижном университете запада - проблем нет. Буду здесь в России до конца...» (из частного письма).

Может, со временем его имя в учебниках физики будет так же привычно, как Уатт, Ампер, Эдисон, Кюри, только единицы открытого им «наносекундного мира» он назвал не своим именем, а «эктонами». Какая страна не сочтёт удачей иметь такого учёного?! Но он - рыцарь своей. Сыновья любовь - категория вечная: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!» При всех бедах и трагедиях родину спасает верность таких вот сыновей - любящих, самоотверженных, с совестливой болью за всё. И когда вроде всё хорошо и в семье, и в науке, но «.. .я не могу считать себя счастливым человеком, потому что то. что случилось со страной, отбросило многое. Я ... должен отвечать за всё... Но я делал всё на пользу Родине» (из интервью). Ещё одно редкое удивительное свойство: Геннадий Андреевич не уходит от прошлого, не порывает с тем, к чему имел отношение...С искренним пиететом помнит учителей ( в его кабинете - портрет Александра Акимовича Воробьёва), всеми силами помогает своей almae matris. возглавляя Попечительский Совет ТПУ, не оставляет научное сотрудничество с учениками-коллегами в ИСЭ, председательствует в томском землячестве в Москве и пр. По широте размаха, по слаженности бесконечно многообразных дел, по красоте самоотдачи, он всё тот же любимый соклассниками. сокурсниками, учителями, учениками и коллегами быстрый полётный приветливый светлый ясный Месяц!

Была яркой пора его юношеского цветения - богата и солнечна золотая нива его осени. Трудно вообразить сколько людей в мире мысленно и явственно, как и мы-то-мичи. приветствуют его в эти дни. Его и Нину Александровну, талантливую его жену и друга, выпускницу химфака ТПИ, в прошлом доцента ТУСУРа. И сына Вадима, выпуск-пика ТГУ, который смог поменять падёжные лавры физика на капризную лиру поэзии и писательскую судьбу. Ничего не поделаешь - призвание! Талант. Самые добрые им всем пожелания! И «...многая, мно-га-я ле-е-е-т-а-а!!!».

Римма Ивановна КОЛЕСНИКОВА.