Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Менеджер на «Золотом, крыльце»

Могли ли мы подозревать в своем счастливом детстве, что кроме сапожников-, портных» и кого-то там еще, на золотом крыльце вполне могли сидеть менеджеры или, например, маркетологи. Вряд ли... Но вот прошло совсем ничего, а факультет ТПУ, занимающийся подготовкой таких специалистов, - один из самых популярных в городе. А еще он один из самых молодых в вузе. А еще у него самая высокая абсолютная успеваемость, самый высокий процент отличников, самый большой процент студентов, обучающихся на платной основе, самый низкий отсев и т.д. и т.п. В общем, ИЭФ за неполных три года своего существования успел стать неким столпом, поддерживающим прочную позицию ТПУ в сегодняшних реалиях. У факультета пока нет застарелых проблем, всё кажется вполне решаемым и реальным. Поэтому и разговор наш с деканом Виктором Агександровичем Бутенко о состоянии и перспективах развития факультета получился весьма жизнеутверждающим .

- Что все-таки помогло одному из самых юных факультетов в университете добиться таких успехов в учебном процессе?


- Я думаю, здесь сыграли свою роль несколько факторов. В1966 году впервые в Советском Союзе в ТПИ в качестве эксперимента пыл создан факультет организаторов производства. В переводе на сегодняшний язык - факультет подготовки менеджеров. Но специалисты, которых готовил институт, не вписывались в командную систему, и в 1982 голу факультет закрыли. Однако основа сохранилась. Сейчас в состав факультета входят кафедры менеджмента, экономики, экологии и безопасности жизнедеятельности и новая, только что созданная кафедра маркетинга.

Когда к хорошим преподавателям приходят хорошие студенты, проблем с успеваемостью обычно не возникает. А к нам попадают очень умненькие ребятишки. У них есть стимул поступать, а затем хорошо учиться. Конкурс составил в этом гаду 3,2 человека на место. А проходной балл равен был 42. Конечно, свою роль играет престижность наших специальностей. А также то, что мы прочно внедрились в рынок груда, который имеется в регионе. Наши студенты, которых по всем\' формам собственности примерно 2 тысячи, ощущают, что нужны за порогом вуза и держатся за учебу. Вуз со своей стороны предоставляет студентам массу возможностей - это и углубленная языковая подготовка, и обучение в Кипрском институте маркетинга. Сейчас готовимся получить две новые лицензии по специальностям «маркетинг» и «антикризисное управление». В планах - создание в учебной деятельности факультета единого образовательного пространства по специальностям экономики, менеджмента, маркетинга, коммерции. Чтобы любой студент, закончив бакалавриат, мог перейти по конкурсу на любую соседнюю кафедру для поучения на третьем уровне. Это было бы очень демократично.

Известно, что факультет активно ведет работу по формированию внебюджетных средств. За счет чего удается зарабатывать деньги?

В основном за счет студентов коммерческого отделения и за оказание дополнительных образовательных услуг. Часть полученных денег идет на зарплату. Остальное на оформление аудиторий, ремонт общежития, оснащение компьютерных классов. В 1995 году, когда мы заработали за год 360 миллионов, была иллюзия, что быстро обеспечим учебный процесс всем необходимым. В прошлом году факультет заработал уже 1 миллиард 940 миллионов рублей. Но денег, как говорится, много не бывает.

К сожалению, практически отсутствует у нас хоздоговорная деятельность, и мы не зарабатываем деньги через науку Во первых, никто сейчас не хочет вкладывать деньги в исследования в области экономики и менеджмента. Всех интересуют практические результаты. Во-вторых, преподаватели плотно загружены в сфере платных образовательных услуг. А зарабатывать деньги наукой намного тяжелее. Но будем уговаривать, объяснять...

Какие еще проблемы беспокоят декана?

Отсутствие аспирантуры и магистратуры на кафедре менеджмента. Меня, как декана, это не устраивает. Тем более что есть и возможности, и потенциальные руководители. Будем решать проблему и с коммерческим центром при кафедре экономики. Еще полтора года назад кафедра просила деньги на бумагу, на починку телефона, а сейчас это самая богатая кафедра в университете. Но у них много накладок в учебном процессе. Сотрудники технических кафедр - люди организованные, и такие кафедры работают, как часы. У общественников же другой склад мышления. То документ не оформлен, то расписание не готово...

Еще одна наша цель: чтобы на каждой кафедре для начала был один свой профессор - доктор наук. Пока у нас один доктор наук по экономике - завкафедрой экономики Ю.С. Нехорошее. А людей, которые потенциально могут защититься, много. Как только у нас появится три доктора наук, мы сможем организовать докторантуру. В общем, проблемы нее решаемы.

Каким, на ваш взгляд, должен быть преподаватель вашего факультета, чтобы соответствовать требованиям студента?

Во-первых, преподаватель должен быть интересен сам по себе как личность. И во-вторых, он должен быть профессионалом, который в современной рыночной обстановке плавает, как рыба в воде. В экономике сейчас сплошные революции, и если не работать над собой, то с тем образованием, которое мы получили, преподавать невозможно. Если кто-то из педагогов недостаточно требовательно подходит к своим обязанностям, это быстро становится ясно. Преподавателям приходится быть на высоте. Кстати, когда факультет организовывался. средний возраст педагогического состава был 51 гол. Сейчас - примерно 45 лет. С тех пор мы на 3 года состарились, но на 5 лет помолодели, значит, выиграли 8 лет. Это важные цифры. Любому факультету необходим приток свежих сил.

Как бы вы охарактеризовали студентов вашего факультета?

Студенты у нас толковые – все их хвалят. Отличников на факультете даже больше, чем хорошистов. В какой-то степени, конечно, в наших студентах присутствует снобизм - они ощущают свою элитарность, стараются держать марку. И еще: они, может быть, слишком серьезны. А ведь студенческая жить это самое лучшее время - «не повторяется такое никогда». В чем-то они, конечно, похожи на нас - студентов, но мы учились в более суровой обстановке. И, на мой взгляд, были подружнее - не было такого разброса между уровнями жизни.

Чем «лицо» выпускника ИЭФ отличается от портрета подобных специалистов, который рисуют другие вузы?

Мы принципиально не отклоняемся от стандартов. И наш выпускник хорошо подготовлен к работе на предприятиях с различными формами собственности, он легко адаптируется, ему не нужно месяцами вникать в сложности производственных процессов. Наш выпускник - практик, обладающий хорошими теоретическими знаниями.

- Сложилась ли на факультете за эти годы команда единомышленников?

- Она складывается. Но хорошая команда создается не мгновенно. Мне доводилось работать во многих командах, и я знаю, что бесполезно прийти и позвать: кто со мной. Я пришел с другого факультета, и ко мне долго присматривались. Теперь, когда многие поверили, можно собирать команду...

Елена ЕФСТИФЕЕВА