Когда заходит речь о здоровье студентов, в первую очередь, начинают обращать
внимание на то, как и что студент кушает, много ли проводит времени за компьютером,
страдает ли табачной или какой-либо иной зависимостью.
В этом материале хотелось бы поговорить о том, как и на чем мы сидим. Да-да!
Каждый день студенты сидят на лекциях не час, не два, а по 6-8 часов, добавьте
к этому сидение в библиотеке и получится, что половину учебного времени наши
студенты проводят на пятой точке.
И
все это время мышцы поддерживают туловище в вертикальном положении, большая
нагрузка идет и на позвоночник - в течение половины дня в достаточно малоподвижном
состоянии он выдерживает постоянную нагрузку в 30-40 килограммов.
Тело человека способно органично переносить такие нагрузки, и в этом заслуга
исключительно матушки-природы. Однако та мебель, которая используется в нашем
вузе, зачастую не просто неудобна - она не соответствует требованиям эргономики.
Среди студентов заболевания костно-мышечной системы занимают четвертое место,
за учебный год в больницу с жалобами и болями приходит около 1000 человек.
Вот несколько требований, которые предъявляются к рабочей мебели.
Ширина не менее 700 мм; глубина - не менее 400 мм. Высота рабочей поверхности
стола (столешницы) над полом 700-750 мм. Высота рабочей поверхности зависит
от высоты кресла студента. Рекомендуемое расстояние между высотой рабочей поверхностью
и сидения студента - 270-280 мм. Если требуется поверхность для письма, глубина
ее должна быть не менее 400 мм, а ширина - не менее 600 мм.
После этого абзаца на ум приходят парты, на которых не то что глубина 400 мм,
тетрадка с трудом помещается и ручка постоянно скатывается вниз. (234 аудитория
в главном корпусе, некоторые аудитории 10 корпуса).
Упор спины о спинку стула должен быть на уровне поясницы, а не лопаток. Если
в аудитории расставляются парты амфитеатром, то спина должна отпираться на наклонную
поверхность, а не на какую-нибудь рейку или выступ. А у нас есть такие парты,
за которыми сидеть приходится солдатиками, потому что если опираться на спинку,
то руки до стола не дотягиваются, а лекции все-таки желательно писать, а не
запоминать.
О том, что студенты у нас не под копирку сделанные, прежде всего помнят сами
студенты, особенно высокие, которые за парту не помещаются, и хрупкого телосложения,
которых и самих из-за парты не видно, и им тоже ничего не видно...
Специальной группой было выборочно проанализировано соответствие мебели нашего
университета правилам и нормам санитарии, гигиены и эргономики. Были осмотрены
и измерены парты в девяти поточных аудиториях общей численностью на тысячу посадочных
мест. Больше половины - 68 % из осмотренных образцов имеют серьезные отклонения
от нормы.
Наиболее частые нарушения:
Из приведенных данных видно, что масштабы нарушений очень большие. Поэтому и
неудивительна та высокая заболеваемость студентов костно-мышечной патологией.
При этом следует также отметить, что не вся она обусловлена временем пребывания
студентов в вузе. Значительное количество студентов уже имело этот вид заболеваний,
получив их в школьный период. Однако задачей вуза не стоит усугубить ситуацию.
Одна из важнейших задач университета, очевидно, - выпустить хорошего специалиста.
Надеюсь, под словом «хороший» понимается еще и состояние здоровья студента.
Почему же мы имеем студенческую мебель с такими большими отклонениями по параметрам
эргономики? Скорее всего, из-за того, что в ТПУ нет никакой системы в деле грамотного
изготовления и приобретения мебели. Нет лица, которое курировало бы эти вопросы.
Этот вопрос также совершенно ушел из поля зрения службы охраны труда. И чаще
всего на эту проблему обращают внимание... преподаватели, которые делают замечания
неусидчивым студентам. Дорогие преподаватели, может быть, это все потому, что
парта не совсем удобная? И очень жаль, что зачастую ребята пропускают важные
фрагменты лекций не по причине собственной безалаберности, а потому что сосредоточены
на том, как бы усидеть, устроиться удобнее за партой.
И.ЮНЕВА, по материалам В.И.Елгазина.
В продолжение темы...
Студенческий пресс-центр вышел «в народ» и опросил студентов-политехников
на предмет:
- В каких самых неудобных аудиториях вам приходится учиться.
Лена:
- В третьем корпусе 103 аудитория - там стоят очень низкие табуретки, на которых
приходится сидеть за компьютером - это неудобно. А математика у нас идет в 310
Главного корпуса - парты старые, неудобные скамейки. Долго за ними не просидишь.
Андрей:
- Восемнадцатый корпус. Там такая узкая лестница, а учебные аудитории расположены
на 5 и 6 этаже. Представьте, мы спускаемся, чтобы попасть на занятия в другой
корпус, а нам навстречу такой же плотный поток студентов, которые учатся после
нас. Разойтись невозможно.
Саша:
- В десятом корпусе в 210 аудитории очень плохо слышно преподавателя.
Настя:
- Не люблю когда занятия проходят в 10-м корпусе в 421 и 422 аудиториях. Парты
там окрашены, но краска, видимо, не очень хорошая, потому что к спинкам скамеек
липнет одежда. А белые блузки я стараюсь не надевать - пачкаются.
Сергей:
- В четвертом корпусе в 41 аудитории парты мало того что старые, они еще и шатаются.
Не занятия - а практика по эквилибристике.
Мария:
- В НТБ в 101 трудно заниматься - душная аудитория с неудобной мебелью и высокой
концентрацией рабочих мест.
Костя:
- 114 и 116 аудитории в НТБ (где кафедра экономики). Душно, тесно, мебель
хоть и новая, но ломается постоянно.
В ходе опроса студенты называли еще самые «дурно пахнущие аудитории», расположенные
рядом с туалетами... По этическим соображениям мы не стали называть эти помещения,
однако, те, кому «посчастливилось» там посидеть хоть одну пару, прекрасно знают
о них. Интересно было бы узнать мнение и преподавателей, которым также приходится
вести занятия в душных и «ароматных» аудиториях.
Присылайте свои мнения нам на электронную почту, либо заносите в ячейку в канцелярию
(главный корпус).