Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Нелегко в учении при таком сидении!

Когда заходит речь о здоровье студентов, в первую очередь, начинают обращать внимание на то, как и что студент кушает, много ли проводит времени за компьютером, страдает ли табачной или какой-либо иной зависимостью.

В этом материале хотелось бы поговорить о том, как и на чем мы сидим. Да-да! Каждый день студенты сидят на лекциях не час, не два, а по 6-8 часов, добавьте к этому сидение в библиотеке и получится, что половину учебного времени наши студенты проводят на пятой точке.


И все это время мышцы поддерживают туловище в вертикальном положении, большая нагрузка идет и на позвоночник - в течение половины дня в достаточно малоподвижном состоянии он выдерживает постоянную нагрузку в 30-40 килограммов.

Тело человека способно органично переносить такие нагрузки, и в этом заслуга исключительно матушки-природы. Однако та мебель, которая используется в нашем вузе, зачастую не просто неудобна - она не соответствует требованиям эргономики. Среди студентов заболевания костно-мышечной системы занимают четвертое место, за учебный год в больницу с жалобами и болями приходит около 1000 человек.

Вот несколько требований, которые предъявляются к рабочей мебели.

Ширина не менее 700 мм; глубина - не менее 400 мм. Высота рабочей поверхности стола (столешницы) над полом 700-750 мм. Высота рабочей поверхности зависит от высоты кресла студента. Рекомендуемое расстояние между высотой рабочей поверхностью и сидения студента - 270-280 мм. Если требуется поверхность для письма, глубина ее должна быть не менее 400 мм, а ширина - не менее 600 мм.

После этого абзаца на ум приходят парты, на которых не то что глубина 400 мм, тетрадка с трудом помещается и ручка постоянно скатывается вниз. (234 аудитория в главном корпусе, некоторые аудитории 10 корпуса).

Упор спины о спинку стула должен быть на уровне поясницы, а не лопаток. Если в аудитории расставляются парты амфитеатром, то спина должна отпираться на наклонную поверхность, а не на какую-нибудь рейку или выступ. А у нас есть такие парты, за которыми сидеть приходится солдатиками, потому что если опираться на спинку, то руки до стола не дотягиваются, а лекции все-таки желательно писать, а не запоминать.

О том, что студенты у нас не под копирку сделанные, прежде всего помнят сами студенты, особенно высокие, которые за парту не помещаются, и хрупкого телосложения, которых и самих из-за парты не видно, и им тоже ничего не видно...

Специальной группой было выборочно проанализировано соответствие мебели нашего университета правилам и нормам санитарии, гигиены и эргономики. Были осмотрены и измерены парты в девяти поточных аудиториях общей численностью на тысячу посадочных мест. Больше половины - 68 % из осмотренных образцов имеют серьезные отклонения от нормы.

Наиболее частые нарушения:

  • неправильные размеры высоты сидения и столешницы - 37%;
  • отсутствие опоры для спины - 52%;
  • наличие опоры для спины без необходимого по норме угла наклона, а также опоры с выступающими рейками, которые врезаются в спину - 68%;
  • узкая (ниже нормы) ширина поверхности скамейки парты - 48%;
  • недостаточное и неправильно оформленное пространство для ног - 21%;
  • повышенная скользкость поверхности лавочек - 54%.

Из приведенных данных видно, что масштабы нарушений очень большие. Поэтому и неудивительна та высокая заболеваемость студентов костно-мышечной патологией. При этом следует также отметить, что не вся она обусловлена временем пребывания студентов в вузе. Значительное количество студентов уже имело этот вид заболеваний, получив их в школьный период. Однако задачей вуза не стоит усугубить ситуацию. Одна из важнейших задач университета, очевидно, - выпустить хорошего специалиста. Надеюсь, под словом «хороший» понимается еще и состояние здоровья студента.

Почему же мы имеем студенческую мебель с такими большими отклонениями по параметрам эргономики? Скорее всего, из-за того, что в ТПУ нет никакой системы в деле грамотного изготовления и приобретения мебели. Нет лица, которое курировало бы эти вопросы. Этот вопрос также совершенно ушел из поля зрения службы охраны труда. И чаще всего на эту проблему обращают внимание... преподаватели, которые делают замечания неусидчивым студентам. Дорогие преподаватели, может быть, это все потому, что парта не совсем удобная? И очень жаль, что зачастую ребята пропускают важные фрагменты лекций не по причине собственной безалаберности, а потому что сосредоточены на том, как бы усидеть, устроиться удобнее за партой.

И.ЮНЕВА, по материалам В.И.Елгазина.

В продолжение темы...

Студенческий пресс-центр вышел «в народ» и опросил студентов-политехников на предмет:

- В каких самых неудобных аудиториях вам приходится учиться.

Лена
:

- В третьем корпусе 103 аудитория - там стоят очень низкие табуретки, на которых приходится сидеть за компьютером - это неудобно. А математика у нас идет в 310 Главного корпуса - парты старые, неудобные скамейки. Долго за ними не просидишь.

Андрей:

- Восемнадцатый корпус. Там такая узкая лестница, а учебные аудитории расположены на 5 и 6 этаже. Представьте, мы спускаемся, чтобы попасть на занятия в другой корпус, а нам навстречу такой же плотный поток студентов, которые учатся после нас. Разойтись невозможно.

Саша:

- В десятом корпусе в 210 аудитории очень плохо слышно преподавателя.

Настя:

- Не люблю когда занятия проходят в 10-м корпусе в 421 и 422 аудиториях. Парты там окрашены, но краска, видимо, не очень хорошая, потому что к спинкам скамеек липнет одежда. А белые блузки я стараюсь не надевать - пачкаются.

Сергей:

- В четвертом корпусе в 41 аудитории парты мало того что старые, они еще и шатаются. Не занятия - а практика по эквилибристике.

Мария:

- В НТБ в 101 трудно заниматься - душная аудитория с неудобной мебелью и высокой концентрацией рабочих мест.

Костя:

- 114 и 116 аудитории в НТБ (где кафедра экономики). Душно, тесно, мебель хоть и новая, но ломается постоянно.

В ходе опроса студенты называли еще самые «дурно пахнущие аудитории», расположенные рядом с туалетами... По этическим соображениям мы не стали называть эти помещения, однако, те, кому «посчастливилось» там посидеть хоть одну пару, прекрасно знают о них. Интересно было бы узнать мнение и преподавателей, которым также приходится вести занятия в душных и «ароматных» аудиториях.

Присылайте свои мнения нам на электронную почту, либо заносите в ячейку в канцелярию (главный корпус).