Татьяна Григорьевна Трубченко - преподаватель молодой. Внешне так вообще
- не отличишь от студентки. Однако в прошлом году Татьяну Григорьевну признали
\"Лучшей по профессии\": в конкурсе среди профессорско-преподавательского состава
ТПУ она заняла почетное первое место. Пока не как профессор, не как доцент,
а как \"Преподаватель года\". После общения с героиней нашего материала - целеустремленной,
подтянутой, при этом очень улыбчивой - понимаешь, что не за горами новые достижения
и свершения.
Сейчас Татьяна Григорьевна работает на кафедре маркетинга и антикризисного управления
Инженерно-экономического факультета. Еще учась в школе, она два года целенаправленно
готовилась поступать на экономический факультет ТГУ. Готовиться готовилась,
но экзамены сдавала (и сдала) одновременно и на экономический, и на философский.
На экономический, как сама говорит, - \"прошла со скрипом\". Но, наверное, ничто
так не ценится, как дающееся с трудом, в процессе борьбы. Поэтому любовь к экономике
победила...
Успешно отучившись, пять лет назад Татьяна Григорьевна пришла работать в Томский
политехнический. Сначала - на кафедру менеджмента, а уже через год решила перейти
на кафедру маркетинга. \"Я полюбила свою первую кафедру как родную. Но опять
же - победила склонность к маркетингу. Я преподаю разные дисциплины - \"товароведение\",
\"логистику\". Однако \"маркетинг\" мне ближе. И тема выпускного диплома в вузе,
и тема будущей кандидатской у меня связаны именно с этой наукой\".
- Придя в Томский политехнический университет из университета классического,
вы почувствовали разницу в процессе обучения, в людях? И стал ли за эти годы
ТПУ родным для вас вузом?
- Об отличиях мне судить сложно, ведь в ТГУ я была студенткой, и могла оценивать
происходящее вокруг только с этой позиции, а в Томский политехнический пришла
уже в качестве преподавателя. Однако, разница, конечно, есть. ТГУ - он как был
более академическим и теоретическим вузом, так им и остался. В Томском политехническим
сразу же чувствуется серьезная практическая направленность в подготовке специалистов.
К студентам изначально относятся как к специалистам, которые будут трудиться
на предприятии, а не заниматься теоретическими научными исследованиями.
Что касается студентов, то я могу сравнивать только свой поток, на котором училась,
и студентов, которых учу я. Мы, наверное, были более тихими, что ли... То, что
нам давали, с удовольствием \"проглатывали\". В ТПУ, мне кажется, студенты более
дотошны в получении знаний, более пристрастны. Однако, что меня удивило и показалось
весьма странным - так это отсутствие у студентов привычки пользоваться возможностями
библиотеки. Мы в свое время проводили в \"Научке\" огромное количество времени.
При этом хотелось бы отметить такую бросающуюся в глаза особенность - в политехническом
(я думаю, это заслуга ректора и руководства вуза) очень серьезно относятся к
развитию корпоративной культуры, к бережному сохранению традиций. Например,
на нашем, Инженерно-экономическом факультете, несмотря на его молодость, уже
есть свои традиции. Нигде я больше не видела таких посвящений в студенты - настолько
это красочно и торжественно... А какие у нас выпускные балы! Фирменные факультетские
жилетки и галстуки выпускники хранят потом годы и годы. С первого курса культивируется
приобщенность студента к братству политехников, и это, на мой взгляд, замечательно!
Я надеюсь, что не случайно попала в Томский политехнический и что я здесь надолго.
Мне нравится мое дело и нравится, как оно поставлено в ТПУ.
- Почему вы решили участвовать в конкурсе на звание \"Преподавателя года\"?
- Я восприняла этот конкурс как некую ступень, которую хорошо было бы пройти,
чтобы оценить появившийся за пять лет работы опыт. Изъявила желание участвовать,
и коллектив кафедры поддержал. Довольно сложно было собрать наработанный материал
- на некоторые свои публикации пришлось делать запросы в другие города. Был
и такой интересный момент - нужно было представить мнение студентов о моей преподавательской
работе. Подавали мы данные и об имеющихся практических внедрениях. Мы со студентами
постоянно проводим различные исследования на томских предприятиях. В последнее
время, например, анализировали состояние дел на \"ТОММАСе\", фармацевтическом
предприятии \"Шрея\", ОАО \"Томское пиво\" и так далее. Для студентов это и хорошая
практика, и готовые курсовые и дипломные работы. Обычно они сначала с неохотой
берутся за подобного рода исследования, но потом увлекаются, видят, как в реальности
на практике можно использовать полученные по маркетингу знания, пытаются, как
менеджеры, решать возникающие на предприятии проблемы. Им это интересно и полезно
для будущей деятельности... После такой практики многие приходят на предприятие
уже подготовленными к разным трудностям. А по специальности, надо сказать, работает
большинство, ведь на наших выпускников - огромный спрос. Связей выпускники с
нами не теряют - звонят, советуются. Это приятно.
Не могли мы не поинтересоваться у Татьяны Григорьевны и выработавшимися за
пять лет преподавательскими принципами.
- Им очень сложно следовать... - призналась наша героиня, - но я стараюсь.
Во-первых, всегда пытаюсь заставить студента работать головой, подключать к
решению стоящих перед ним задач логику, неутомимо искать выход. Во-вторых, пытаюсь
быть беспристрастной. А в-третьих, мне нравится творческое отношение студентов
к решению проблем - полет фантазии с привлечением имеющихся знаний.
А хобби... \"При такой загруженности, - говорит Татьяна Григорьевна, - времени
на хобби не остается\". Все свободное время безраздельно принадлежит семье.
Сергей МАЗУРОВ.