Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«...Мне нравится мое дело, и нравится, как оно поставлено в ТПУ»

Татьяна Григорьевна Трубченко - преподаватель молодой. Внешне так вообще - не отличишь от студентки. Однако в прошлом году Татьяну Григорьевну признали \"Лучшей по профессии\": в конкурсе среди профессорско-преподавательского состава ТПУ она заняла почетное первое место. Пока не как профессор, не как доцент, а как \"Преподаватель года\". После общения с героиней нашего материала - целеустремленной, подтянутой, при этом очень улыбчивой - понимаешь, что не за горами новые достижения и свершения.

Сейчас Татьяна Григорьевна работает на кафедре маркетинга и антикризисного управления Инженерно-экономического факультета. Еще учась в школе, она два года целенаправленно готовилась поступать на экономический факультет ТГУ. Готовиться готовилась, но экзамены сдавала (и сдала) одновременно и на экономический, и на философский. На экономический, как сама говорит, - \"прошла со скрипом\". Но, наверное, ничто так не ценится, как дающееся с трудом, в процессе борьбы. Поэтому любовь к экономике победила...

Успешно отучившись, пять лет назад Татьяна Григорьевна пришла работать в Томский политехнический. Сначала - на кафедру менеджмента, а уже через год решила перейти на кафедру маркетинга. \"Я полюбила свою первую кафедру как родную. Но опять же - победила склонность к маркетингу. Я преподаю разные дисциплины - \"товароведение\", \"логистику\". Однако \"маркетинг\" мне ближе. И тема выпускного диплома в вузе, и тема будущей кандидатской у меня связаны именно с этой наукой\".

- Придя в Томский политехнический университет из университета классического, вы почувствовали разницу в процессе обучения, в людях? И стал ли за эти годы ТПУ родным для вас вузом?

- Об отличиях мне судить сложно, ведь в ТГУ я была студенткой, и могла оценивать происходящее вокруг только с этой позиции, а в Томский политехнический пришла уже в качестве преподавателя. Однако, разница, конечно, есть. ТГУ - он как был более академическим и теоретическим вузом, так им и остался. В Томском политехническим сразу же чувствуется серьезная практическая направленность в подготовке специалистов. К студентам изначально относятся как к специалистам, которые будут трудиться на предприятии, а не заниматься теоретическими научными исследованиями.

Что касается студентов, то я могу сравнивать только свой поток, на котором училась, и студентов, которых учу я. Мы, наверное, были более тихими, что ли... То, что нам давали, с удовольствием \"проглатывали\". В ТПУ, мне кажется, студенты более дотошны в получении знаний, более пристрастны. Однако, что меня удивило и показалось весьма странным - так это отсутствие у студентов привычки пользоваться возможностями библиотеки. Мы в свое время проводили в \"Научке\" огромное количество времени.

При этом хотелось бы отметить такую бросающуюся в глаза особенность - в политехническом (я думаю, это заслуга ректора и руководства вуза) очень серьезно относятся к развитию корпоративной культуры, к бережному сохранению традиций. Например, на нашем, Инженерно-экономическом факультете, несмотря на его молодость, уже есть свои традиции. Нигде я больше не видела таких посвящений в студенты - настолько это красочно и торжественно... А какие у нас выпускные балы! Фирменные факультетские жилетки и галстуки выпускники хранят потом годы и годы. С первого курса культивируется приобщенность студента к братству политехников, и это, на мой взгляд, замечательно! Я надеюсь, что не случайно попала в Томский политехнический и что я здесь надолго. Мне нравится мое дело и нравится, как оно поставлено в ТПУ.

- Почему вы решили участвовать в конкурсе на звание \"Преподавателя года\"?

- Я восприняла этот конкурс как некую ступень, которую хорошо было бы пройти, чтобы оценить появившийся за пять лет работы опыт. Изъявила желание участвовать, и коллектив кафедры поддержал. Довольно сложно было собрать наработанный материал - на некоторые свои публикации пришлось делать запросы в другие города. Был и такой интересный момент - нужно было представить мнение студентов о моей преподавательской работе. Подавали мы данные и об имеющихся практических внедрениях. Мы со студентами постоянно проводим различные исследования на томских предприятиях. В последнее время, например, анализировали состояние дел на \"ТОММАСе\", фармацевтическом предприятии \"Шрея\", ОАО \"Томское пиво\" и так далее. Для студентов это и хорошая практика, и готовые курсовые и дипломные работы. Обычно они сначала с неохотой берутся за подобного рода исследования, но потом увлекаются, видят, как в реальности на практике можно использовать полученные по маркетингу знания, пытаются, как менеджеры, решать возникающие на предприятии проблемы. Им это интересно и полезно для будущей деятельности... После такой практики многие приходят на предприятие уже подготовленными к разным трудностям. А по специальности, надо сказать, работает большинство, ведь на наших выпускников - огромный спрос. Связей выпускники с нами не теряют - звонят, советуются. Это приятно.

Не могли мы не поинтересоваться у Татьяны Григорьевны и выработавшимися за пять лет преподавательскими принципами.

- Им очень сложно следовать... - призналась наша героиня, - но я стараюсь. Во-первых, всегда пытаюсь заставить студента работать головой, подключать к решению стоящих перед ним задач логику, неутомимо искать выход. Во-вторых, пытаюсь быть беспристрастной. А в-третьих, мне нравится творческое отношение студентов к решению проблем - полет фантазии с привлечением имеющихся знаний.
А хобби... \"При такой загруженности, - говорит Татьяна Григорьевна, - времени на хобби не остается\". Все свободное время безраздельно принадлежит семье.

Сергей МАЗУРОВ.