Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Лучший друг первокурсника

Гид, наставник, помощник и советчик. Кто он — куратор ТПУ?

СТАВ СТУДЕНТОМ, ВЧЕРАШНИЙ ШКОЛЬНИК ПОПАДАЕТ В НОВЫЙ ДЛЯ НЕГО МИР СО СВОИМ УСТРОЙСТВОМ, ЗАКОНАМИ И ПРАВИЛАМИ. КОНЕЧНО, НЕМНОГО ОБ ЭТОМ МИРЕ ОН УЖЕ УЗНАЛ ИЗ БРОШЮР ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ, ИНФОРМАЦИИ НА САЙТЕ ВУЗА. ОДНАКО ОДНО ДЕЛО ПРОЧИТАТЬ, А ДРУГОЕ ДЕЛО — ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. ВЕДЬ ТЕПЕРЬ В ЭТОМ НОВОМ МИРЕ ЕМУ ПРЕДСТОИТ ЖИТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ. О ТОМ, КАК АДАПТИРОВАТЬСЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ, ЗНАТЬ, КУДА ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ТРУДНОСТИ, И НЕ УПУСТИТЬ ТЕХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЕТ ПЕРЕД СВОИМИ СТУДЕНТАМИ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХ, НОВИЧКУ ВСЕГДА ГОТОВ РАССКАЗАТЬ ЕГО КУРАТОР.

За каждой группой первокурсников в ТПУ закрепляется свой куратор — преподаватель кафедры, который знает ее жизнь и специфику. Это своего рода наставники, которые знакомят новичков с вузом, помогают решать возникающие проблемы, а также реализовывать студенту себя и свой потенциал.

Куратор знакомит студентов с университетом и друг с другом, проводит для них тренинги на сплочение, помогает в правильном распределении своего времени, контролирует посещаемость занятий и успеваемость своих подопечных, при необходимости работает с родителями ребят. К этому человеку можно обратиться с любым вопросом. Например, если возникают проблемы с проживанием в общежитии, закрытием сессии или трудности во взаимопонимании с преподавателем и т. д. Куратор — это лучший друг первокурсника. Он расскажет о том, как претендовать на повышенную стипендию, как морально подготовиться к первой сессии, а также посодействует тому, чтобы вы с однокурсниками стали настоящей командой, ведь в ближайшие несколько лет вам предстоит вместе учиться и нередко приходить друг к другу на взаимовыручку.

Виталина Михетко

Лучший куратор ТПУ: «Я и сам в душе студент»

Сергей Лавриненко, старший преподаватель кафедры атомных и тепловых электростанций Энергетического института (ЭНИН) ТПУ, курирует студентов, обучающихся по направлению «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Недавно молодой преподаватель стал лучшим куратором — 2016 по итогам ежегодного конкурса ТПУ.

— Я преподаю у третьекурсников, а по совместительству — курирую студентов первого курса своей кафедры, — рассказывает Сергей Лавриненко. — Куратором я стал четыре года назад. Сначала переживал, получится ли, но в результате мы с ребятами в силу небольшой разницы в возрасте быстро нашли общий язык. В душе я по-прежнему остаюсь студентом. Буквально несколько лет назад я жил в общежитии, учился на этой же кафедре. Поэтому могу рассказать о ее преподавателях не только как о коллегах, но и с точки зрения студента.

Весь накопленный за годы студенчества «багаж» я теперь передаю первокурсникам. А самое главное, общаясь с ребятами в неформальной обстановке, я могу отвлечься от преподавательской рутины, быть на одной волне с молодежью, что полезно и в работе преподавателя. Знакомство с новой группой у Сергея Викторовича начинается летом.

— Встречаемся с ребятами в первый раз в общежитии, я с ними знакомлюсь, рассказываю, как будет проходить первое сентября, где и какие подразделения ТПУ находятся. А к более плотной совместной работе приступаем с первой недели обучения.

В прошлом учебном году под началом Сергея Лавриненко были две группы первокурсников, обучающихся на его кафедре. В общей сложности 53 студента. Довольно большая ответственность — ребят много. Однако молодой преподаватель нашел способ успевать помогать каждому из них, кто в этом нуждается.

— Поначалу было трудно совмещать работу преподавателя и куратора. На кураторство уходило много времени. Однако со временем я нашел способ, как решить эту проблему. Например, для экономии времени у меня есть свой преподавательский блог, где я также создал отдельную страничку куратора. На ней есть вся необходимая для студента информация — где взять справку об учебе, где учебная часть, где находится заведующий кафедрой, где директор института, ссылки на сайт профкома, правила внутреннего распорядка, информация о том, где находится межвузовская больница, как стать курсантом военной кафедры и многие другие полезные вещи. И теперь, когда ребята в соцсети «ВКонтакте» задают на странице своей группы какие-либо вопросы, я уже не ищу ответы, а просто скидываю им ссылки из своего блога, — говорит Сергей Лавриненко.

Друг, который не бросит в беде

Незаменимый помощник куратора — психолог. Совместно с ним куратор организует для первокурсников семинары и тренинги, на которых первокурсники учатся справляться со стрессом, а также проходят моральную подготовку накануне своей первой сессии.

— На тренинге «Сессия на отлично» студенты узнают, какие экзамены будут сдавать, как найти подход к тому или иному преподавателю, причем не только на экзамене, но и в течение учебного года, — говорит Сергей. — Конечно же, ключевым фактором здесь является присутствие на парах и желание учиться. На тренинге «Успешный студент, какой он?» старшекурсники рассказывают новичкам о том, как добиться успеха в учебе, науке, социальной, творческой и спортивной деятельности на собственном примере. Также вместе с ребятами я провожу занятия по вовлечению в научную деятельность. Рассказываю первокурсникам о том, какие в вузе проходят научно-исследовательские конференции и как в них можно поучаствовать, какие в ТПУ есть научные гранты, стипендии и как можно их получать.

Кроме этого, ребята узнают об именных стипендиях предприятий, фондов научных исследований и т. п., которые они могут получать, занимаясь наукой.

А еще Сергей Лавриненко разработал собственный тренинг, который называется «Плохой атомщик».

— Тренинг основан на игре «Мафия». Только во время этого тренинга игрок «умирает» не потому, что его убила мафия, а потому что плохой работник станции ошибся, и из-за этого на АЭС произошла чрезвычайная ситуация. В ходе тренинга ребята узнают, какое оборудование есть на атомной станции, какие инциденты там могут произойти, уже с первого курса получая специализированные знания, — отмечает куратор.

Кстати, ребят, которые были под его опекой и теперь уже учатся на старших курсах, Сергей Викторович также не бросает.

— Бывает, обращаются с вопросами и старшекурсники, которые начинали знакомство с ТПУ вместе со мной. Конечно, я помогаю своим ребятам и дальше, хоть формально являюсь куратором у первокурсников. Хорошо, когда студент знает, что в любой трудной ситуации он не один, есть человек, у которого можно спросить совета и который поможет. В дальнейшем я по возможности слежу за успехами своих ребят в учебе, а особо талантливых курирую и дальше, но уже в качестве научного руководителя, — заключает Сергей Лавриненко.

«Старший брат» первокурсника, или просто — студент-куратор

Четверокурсница Елизавета Мельник — студент-куратор. Под ее опекой в прошлом учебном году были сразу две группы первокурсников из ФТИ, обучающихся по направлению «Химическая технология материалов современной энергетики». В общей сложности — 40 ребят.

— Елизавета для нас, как старшая сестра. В случае чего всегда обращаемся к ней. Всегда поможет, сориентирует, что делать, найдет варианты решения проблемы. Дает почитать книги, методички по учебе, рассказывает, как найти общий язык с тем или иным преподавателем, — говорит Новиченко Юлия, успешно окончившая в этом году первый курс Физико-технического института.

— Лиза помогала нам готовиться к посвящению в первокурсники, проводила для нас экскурсии по Томску, Томскому политеху. А еще она всегда выручит в общаге, если не хватает сахара, — улыбается ее сокурсник Данил Вороненко.

Студент-куратор — помощник куратора кафедры. Он выбирается из числа наиболее активных, преуспевающих в учебе и ответственных старшекурсников. Вместе куратор и студент-куратор составляют тандем, который сможет решить практически все вопросы студентов.

— Мне предложили попробовать стать куратором в прошлом году. Поначалу было страшновато — мы с ребятами почти сверстники, как они меня вообще воспримут? Но в результате вышло здорово. Работа куратора интересная, творческая. А главное — это опыт, развитие организаторских, коммуникативных навыков. К тому же мне вообще нравится помогать ребятам, причем не только в учебе, но и в повседневной студенческой жизни.

У Елизаветы Мельник хорошая успеваемость, студентка ведет активную социальную и творческую работу в ТПУ. В этом году она стала лучшим студентом-куратором ТПУ — 2016.

— Это наша общая с ребятами победа, — говорит студентка. — Я постаралась, чтобы первый год в ТПУ у них прошел интересно и без проблем, они же, в свою очередь, охотно помогали мне выполнять задания для конкурса «Лучший куратор» — вместе мы придумали сценку, в которой показали, как студент-куратор помогает первокурсникам справляться с их страхами, сомнениями и тревогами. Студент-куратор — очень важный помощник куратора группы. Бывает, что первокурсники стесняются обратиться к преподавателю с каким-то вопросом или проблемой. Гораздо легче пообщаться со сверстником.

— К тому же видятся студенты друг с другом чаще: в корпусах, в общежитиях, на мероприятиях и т. п. Если возникают вопросы, я подсказываю, в какое подразделение ТПУ первокурснику обратиться, помогаю найти нужных людей. Также я организую для ребят досуг — вместе мы посещаем музеи, театры, бываем на экскурсиях в Томском атомном центре и других интересных местах, знакомимся с достопримечательностями города. Также я рассказываю ребятам о том, какие мероприятия проходят у нас в институте и в университете в целом, как они могут в них поучаствовать. Как и куратор нашей кафедры, я рассказываю им о том, как можно добиться успеха в науке, спорте и творчестве в Томском политехе, — говорит Елизавета Мельник.

История

Институт кураторства ТПУ прошел огромный путь за свою более чем вековую историю. В 1903 году император Николай II утвердил инструкцию для кураторов Томского технологического института. С тех пор институт кураторства никогда не прекращал официально своей работы.

В начале 1990-х из-за перестройки и кризиса в этой сфере наметился спад. Однако уже с середины 90-х кураторство в ТПУ начинает возрождаться по формуле «Куратор — друг и наставник, помощник в решении самых разных вопросов и проблем, связующее звено между студентами и администрацией вуза».

В 2001 году в ТПУ был создан Совет кураторов, объединяющий старших кураторов факультетов (институтов). В каждом научно-образовательном институте есть свой Совет кураторов под руководством старшего куратора. Каждый институт имеет свою специфику, свои методы работы. Например, у кого-то заседания проходят в теплой, дружеской обстановке с чаепитием, а у кого-то — все серьезно, по-деловому.

Назначение кураторов происходит приказом ректора по представлению директоров институтов в июне каждого года. Выбираются кураторы из числа преподавателей ТПУ. Каждый «новоиспеченный» куратор проходит обязательный курс подготовки, в ходе которого учится работать со студентами уже в новой роли — не только преподавателя, но и друга, родителя, наставника. Формы кураторской работы в ТПУ разнообразны: лекции, дискуссии, тренинги, проектная деятельность и т. д. На часы куратора привлекаются психологи Центра социальной работы и сотрудники Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.

Работа института куратора в ТПУ постоянно совершенствуется. Идет поиск новых форм. Так, в 2015 году с этой целью был организован Институт студенческого кураторства. Как показала практика, это нововведение оказалось весьма удачным.