Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Цвет нефти

Нефть – не только черная...

Первый цвет нефти – зеленый. Пусть на банкнотах по всему миру можно найти все или многие цвета радуги, ценность нефти (в широком смысле слова) отождествляется с «зеленью». Нефть всегда означала деньги – причем немалые. Это проявилось и в общественном сознании. Пока Билл Гейтс не вышел вперед благодаря сумасшедшему скачку «высокотехнологичных» акций, богатейшим человеком мира считался султан Брунея, чей трон, как часто говорили, «стоит на море нефти».

Сейчас нефтяная промышленность – крупнейший бизнес в мире, а более 90 процентов всех потребностей в энергии удовлетворяется за счет углеводородного сырья (включая уголь). Энергетическая самостоятельность или зависимость наций приобрела особое значение на рубеже нового тысячелетия.

Нефть – черная. Это сложная смесь из многих составляющих, настолько разнообразных по физическим свойствам, что весь свет поглощается. Непроницаемая чернота нефти, контрастирующая с кристальной прозрачностью воды (другой важнейшей жидкости, которую люди тоже добывают из-под земли), олицетворяет собой великую тайну, часто ассоциируемую с нефтью. Основу сырой (как ее часто называют) нефти составляют два базовых элемента – углерод и водород. Но поскольку углерод является одним из немногих элементов, способных присоединять к себе другие, он образует длинные цепочки, ответвления и кольца – все с особыми свойствами. Нефть может быть смесью сотен сложных соединений. Собирательно подобные смеси (каждая из них уникальна по составу) обозначаются термином «углеводороды».

На нефтеперерабатывающих заводах сырую нефть разделяют на индивидуальные компоненты или группы компонентов с определенными свойствами и назначением. Продукты переработки служат также сырьем для нефтехимической промышленности. Производимые из нефти синтетические материалы (полимеры, пластмассы, волокна) применяются для изготовления практически любого современного изделия – от пищевых упаковок и швейных нитей до компьютеров и массы других вещей.

Разумеется, наиболее наглядное и доступное общему пониманию повседневное использование углеводородного сырья – это его преобразование в энергию: питание двигателей, производство электричества, обогрев помещений.

Она может быть красной – как кровь многих миллионов погибших в двух мировых войнах и бесчисленных конфликтах прошлого столетия, которые возникали, как правило, из-за доступа к нефти. Народы и крупнейшие державы воевали за энергоносители в прошлом и не прекратят воевать за них в будущем. Без нефти итальянской Ливии и Румынии была бы невозможна агрессия фашистской Германии, а нефть из захваченной Индонезии стала основой снабжения топливом армии и флота императорской Японии. После захвата союзниками нефтепромыслов этих стран крах Италии, Германии и Японии стал неизбежным. Да и все последние военные конфликты в Персидском заливе (Иран, Кувейт, Ирак) полностью завязаны на право обладания или возможность доступа к нефтяным ресурсам.

Основные цвета нефти в наши дни - это деньги (причем, очень большие деньги), технология (испатанная, но постоянно требующая совершенствования) и люди (квалифицированные специалисты). Все цвета радуги присутствуют в ста с лишним нефтедобывающих странах, включая десяток крупнейших государств–производителей и экспортеров нефти. Коллеги по нефтяной отрасли, страны и компании представляют собой широкий спектр культур – как на национальном, так и на корпоративном уровне. Вне зависимости от национальной политики стран, добывающих и перерабатывающих нефть и газ (цвета флага, основной религии, социальных обязательств), организационная структура, технологии и система взаимоотношений с персоналом компаний в нефтегазовых отраслях практически идентичны. Их приоритетные цели: развивать долгосрочные стратегии, повышать квалификацию и сознательность людей, поднимать технический уровень, по достоинству вознаграждать производительный труд и создавать возможности для продвижения работников.

Появился и «новый зеленый» цвет нефти – связанный с конкретной работой по охране среды. Для нефтегазовой промышленности, занятой производством углеводородов, возможность разлива нефти или выбросов газа в атмосферу всегда была важной проблемой, связанной с опасением повышения издержек и общественным недовольством. Углеводородное сырье – источник жизненной силы действующих и возникающих мировых экономик. Его использование будет расти во всех странах: иной альтернативы нет. Вопреки всей недоброжелательной пропаганде, окружающую среду при этом можно сохранить. Прорывом в этой области может стать создание экологически безопасного водородного двигателя. Но даже переход на водородную технологию потребует не уменьшения, а увеличения добычи сырья для водородного топлива – природного газа.

В третьем тысячелетии нефтяной промышленности суждено развиваться и процветать. Энергетические потребности будут расти, а использование нефти и газа приобретет особую важность. Это пурпурный цвет энергии горения. Перспективы нефти и энергетики в начале нового тысячелетия выглядят многообещающими. Структура мирового энергопотребления свидетельствует о том, что более чем 90-процентная зависимость от углеводородных ресурсов (включая 30% угля) сохранится как минимум в первой половине XXI столетия.

Будущее нашего мира – это будущее энергии. Оно наверняка не обойдется теми источниками, которые известны сегодня. Главный мировой приоритет – избавление от дефицита энергии и развитие технологий, снижающих ее стоимость. Изобилие дешевой энергии – ключ к благополучию человечества.

Лишь эта позиция действительно будет отвечать общечеловеческим интересам в третьем тысячелетии. Лишь эта позиция действительно будет отвечать общечеловеческим интересам в 3 тысячелетии.

Обеспечить развивающуюся экономику России возможно только на основе укрепления ее нефтегазового комплекса, с открытий новых месторождений нефти и газа, создания новых технологий бурения скважин, вскрытия нефтяных и газовых пластов, добычи и первичной обработки углеводородного сырья, увеличения глубины его переработки на нефтеперерабатывающих заводах, создания новых транспортных сетей трубопроводов и морских нефтяных терминалов, заводов по сжижению газа.

Для всего этого необходимы квалифицированные специалисты, которые могут провести инновационное обновление нефтегазовых отраслей. В Томском политехническом университете подготовке специалистов для нефтегазовых отраслей уделяется первоочередное внимание. Это последний - белый цвет нефти - цвет ярких знаний.

С 1954 года осуществляет подготовку специалистов по разработке нефтяных месторождений и геологов-нефтяников кафедра геологии и разработки нефтяных месторождений, возглавляемая доцентом Брониславом Брониславовичем Квеско. В преподавательском коллективе кафедры работают профессора Н.А. Сваровская, А.Т. Росляк, И.В. Гончаров, О.В. Серебренникова, В.Е. Пешков, доценты В.А. Арбузов, В.В. Валевский, В.М. Галкин, Н.А. Недоливко, И.А. Иванова, Г.Ф. Ильина, Т.Г. Тен и другие преподаватели.

В 1984 году в ТПУ, учитывая потребности нефтегазовой промышленности, была создана кафедра бурения нефтяных и газовых скважин, возглавляемая доцентом Юрием Леонтьевичем Боярко. В ее состав вошли профессора П.С.Чубик (ныне заместитель Главы администрации Томской области), В.Д. Евсеев (ныне заведующий кафедрой бурения), доценты Редутинский, А.П. Проскурин, В.Я. Симонов, К.И. Борисов.

В 2002 году открыта кафедра транспорта и хранения нефти и газа, возглавляемая доцентом Александром Валентиновичем Рудаченко. В преподавательский состав новой кафедры вошли профессор В.Г. Лукьянов, доценты В.Г. Крец, А.В. Панкратов, В.М. Передерин.

В следующем году ТПУ выпустит первых инженеров – специалистов по транспортировке и хранению нефти и газа.

В 2005 году открыт набор на новую специальность – «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности». Не только прямые специалисты-нефтяники работают на нужды нефтегазового комплекса. Практически на всех кафедрах Института геологии и нефтегазового дела подготавливают специалистов, находящих работу в «нефтянке» – геологов, геофизиков, гидрогеологов, экологов.

Востребованы и научные работы ученых ИГНД. Геолого-геохимические исследования нефтегазовых разрезов выполняет группа под руководством доцента кафедры геологии и разведки месторождений полезных ископаемых Нэлли Федоровной Столбовой. Значительный объем научно-исследовательских работ по литологии нефтегазовых месторождений ведет группа под руководством доцента кафедры геологии и разработки нефтяных месторождений Александры Викторовны Ежовой. Оригинальный комплекс прогнозирования нефтегазовых месторождений «легкими» геолого-геофизическими методами создали сотрудники кафедры геофизики и кафедры геоэкологии и геохимии, возглавляемые профессорами Леонидом Яковлевичем Ерофеевым и Леонидом Петровичем Рихвановым. Вопросами инженерно-геологических исследований нефтяных сооружений и гидрогеохимии околонефтяных вод занимаются научные группы кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и гидроэкологии, возглавляемой профессором Степаном Львовичем Шварцевым.

Традиции, заложенные сто лет назад Владимиром Афанасьевичем Обручевым, первым инициатором поисков нефти в Сибири, продолжают и сегодня давать свои плоды. Выпускники Института геологии и нефтегазового дела Томского политехнического университета составляют кадровую основу производственных нефтедобывающих предприятий Сибири, академических и отраслевых НИИ. Они в состоянии обеспечить достигнутый высокий уровень добычи нефти и газа, произвести инновацию производств нефтегазовых отраслей и обеспечить энергетическую безопасность российской экономики в XXI веке.

С праздником, работники нефтяной и газовой промышленности! Новых свершений и побед!

Боярко Григорий Юрьевич,
заместитель директора ИГНД по научной работе