Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Откровения умов России: просвещение и образование - путь к величию

Более чем полтора века назад революционный демократ Николай Огарёв, отдавая дань духовно-этическому началу общественного прогресса, уверял своих единомышленников в том, что человек сам собой пойдет вперед с образованием, так как главное в человеке - голова и сердце, мысль и чувство.

Как будто не в пореформенное время ХIХ века, а в реформенное ХХI-го один из ранних либералов, «почвенник» Иван Аксаков бросил упрек тем реформаторам, которые в погоне за европейским уровнем не видели жгучих проблем, рожденных материально-культурной нищетой народных масс.

В статье «Русский прогресс и русская действительность» он писал: «Мы заводим вверху либеральные учреждения, а внизу частенько расправляемся по-татарски... Мы готовы подчивать народ деликатесами европейской кухни, когда у него нет даже щей».

При всем своем предпочтении писатель, философ, богослов, публицист Алексей Степанович Хомяков в спорах о влиянии просвещения Запада на Россию придерживался золотой середины: «Неразумно было бы не ценить того полезного, тех знаний, которые мы уже почерпали из неутомимых трудов западного мира, а пользоваться этими знаниями и говорить о них с пренебрежением было бы не только неразумно, но и нечестно». Несколько позднее государствовед, историк, философ Б.Н.Чичерин как убежденный западник был уверен в том, что «иного образования, кроме западного, не существует, и отрицать западное образование, значит, отрицать образование вообще.

Наиболее рациональный путь развития России государствовед, публицист, историк К.Д.Кавелин видел в том, чтобы не брать из Европы готовые результаты её мышления, а создавать у себя такое же отношение к знанию, к науке, какое существует на Западе.

Между прочим, до озвучивания этих мыслей журналист и историк Михаил Погодин советовал не спешить с выводами о пользе западного или восточного образования «Оба эти образования, - писал он, - отдельно взятые, односторонние и неполные. Они должны соединиться, пополнить одно другим и произвести новое полное образование - западно-восточное, европейско-русское...»

На вопрос, почему мы преклоняем колено перед Ломоносовым, писатель и музыкальный критик Владимир Одоевский имел свой ответ: «Этот самородный представитель многосторонней славянской мысли наравне с Лейбницем, Гёте, Карусом втянул в себя все разнообразные знания. А ведь Владимир Федорович отнюдь не жаловал цивилизованный Запад. При всех спорах и несогласиях умы России верили в величие духовного потенциала своей страны. Так почему же так слабо реализуется этот потенциал? Не потому ли, что мы, по Одоевскому, еще не настроенная струна, еще не поняли того звука, ко- торым должны звучать во всеобщей гармонии?.. А может быть, нам ближе в поисках ответа «неистовый Виссарион»: «У нас много зла, много безалаберщины, много чуждых влияний - и худых, и хороших, но этот-то беспорядок и ручается за наше прекрасное будущее... Мы по праву наследники Европы... Просвещение - вот путь России к счастью».

Галина ЯЛОВСКАЯ, доцент ЮТИ ТПУ