Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Слово ректору

13 сентября в Национальном исследовательском Томском политехническом уни верситете состоялось расширенное заседание ректората, на котором выступил ректор Пётр Савельевич Чубик. Предоставляем читателям газеты «За кадры» возможность ознакомиться с выступлением и ждём откликов по электронной почте редакции (pr@tpu.ru) или в разделе «Диалог с ректором» на сайте ТПУ.

31 августа 2010 г. в Москве впервые прошло совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Тема заседания: «Приоритеты развития профессионального образования в России». Тем самым подчеркивается, как сказал президент, «непреходящее значение этой темы для развития страны».

Приоритет следующего десятилетия – создание инновационной экономики.

Нужно правильно спрогнозировать направления развития этой экономики и найти адекватные им механизмы подготовки кадров. От того, кого и как мы подготовим, во многом будет зависеть наше будущее.

Внешняя среда в начале XXI столетия становится все более конкурентной, а конкуренция – всё более глобальной.

Глобальная конкуренция захватывает и сферы профессионального образования. Это означает, что качество образовательных услуг и интеллектуальных продуктов наших вузов уже не может оцениваться внутри национальных образовательных систем. Чтобы достичь успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но обеспечить международную сопоставимость его условий и результатов, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки глобальной академической мобильности. В противном случае вся образовательная система обречена на прогрессирующее отставание.

Справедливости ради необходимо отметить, что обострение всеобщего понимания несоответствия нынешнего состояния системы профессионального образования перспективным потребностям инновационной экономики происходит на фоне идущих внутри системы перемен:

– разработаны новые образовательные стандарты;
– в рамках приоритетного национального проекта «Образование» значительно обновлено учебно-лабораторное и научное оборудование;
– четко обозначилась группа ведущих вузов;
– введен штатный режим ЕГЭ.

Однако эти изменения и результаты можно отнести далеко не ко всем учреждениям профессионального образования. Да и происходящие изменения во многом пока остаются формальными и внутрисистемными.

Ключевыми вызовами для системы профессионального образования являются:

1. Качественное изменение типа современной экономики, в которой возрастает роль нематериальных активов, а управление знаниями и информацией становится основной компетенцией.

При этом инновационные подходы важны как в новых отраслях экономики, так и в традиционных. Все более динамичный характер технологических изменений затрудняет формирование прогноза потребности в кадрах и компетенциях на перспективу, чёткого заказа к системе образования. Поэтому развитие системы профессионального образования все в большей степени носит догоняющий характер по отношению к потребностям развивающейся экономики, в то время как от неё ожидается опережающий характер, выражающийся наряду с подготовкой кадров на перспективу, в развитии исследовательского сектора, ориентированного на развитие инновационной экономики, создании и внедрении перспективных наукоемких технологий.

2. В связи с обострением демографических проблем экономика столкнулась с возрастающим дефицитом квалифицированной рабочей силы. В этих условиях повышение производительности труда, обусловленное технологическим обновлением производства – практически единственный путь решения кадровой проблемы, естественно, при условии развёртывания эффективных моделей непрерывного образования.

Сложившаяся сеть учреждений профобразования и структура оказываемых ими услуг слабо реагирует на эти демографические изменения и вызовы.

3. Университеты перестали быть единственными уникальными центрами производства знаний. Одновременно они утратили «монополию» на рынках образовательных услуг, где по явились негосударственные и корпоративные образовательные и исследовательские организации, открытые сетевые информационно-образовательные структуры, виртуальная безбарьерная информационно-коммуникационная среда. Во многих случаях эти новые институты более гибки и энергичны (например, MIT все свои образовательные ресурсы сделал доступными для всех).

4. В условиях постиндустриального уклада растёт глобальная конкуренция в сфере образования, и уже не столь важно, где произведено знание, важнее то, в какой стране оно нашло своё инновационное применение. Сегодня уже обозначился ряд стран — мировых лидеров, инновационная составляющая экономик которых базируется на научных достижениях других стран. Это означает, что, не уделяя постоянного серьезного внимания интеграции в мировую систему образования, международной сопоставимости условий и результатов обучения, развитию академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей, любая национальная образовательная система обречена на отставание, и Россия близка к зоне риска.

5. Продолжается «массовизация» высшего профессионального образования.

Сегодня более 85% семей предпочитают, чтобы их дети получили именно высшее образование. Его «массовизация» сопровождается ориентацией молодежи, скорее, на статус полученного образования, чем на результат – получение необходимых знаний, умений и компетенций. Тем самым снижается качество высшего образования (отсюда необходимость в выравнивающих курсах, системе ЭТО, в управлении контингентом).

Текущее состояние системы профессионального образования характеризуется рядом особенностей:

1. На численность поступающих влияет неблагоприятный демографический тренд. К 2013 г. количество студентов уменьшится с сегодняшних 7,5 млн. до 5,5 – 4,5 млн. человек.

2. Меняется структура приёма в вузы. При этом только в этом году началось (пока небольшое) увеличение доли выпускников школ, желающих получить техническое образование. Две трети семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование экономиста, менеджера или юриста.

Структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально экономического развития специальностей. Вместе с тем процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики. Более того, обучение студентов, не обеспеченное качественной практикой на современных предприятиях и в научных организациях, заинтересованных в их последующем поступлении на работу, ведёт к отсутствию необходимого опыта работы и неконкурентоспособности выпускников на рынке труда даже по востребованным направлениям подготовки. По поводу производственных практик состоится отдельное заседание ректората, уже даны поручения по его подготовке.

Вопрос для нас не новый, но, на мой взгляд, мы пока уделяем практикам недостаточное внимание.

3. В 2006–2010 гг. прирост бюджетного финансирования высшего образования составлял в среднем 20,1% в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6%. Свыше 100 млрд. рублей направлено на развитие материально-технической базы ведущих учреждений профобразования в рамках нацпроекта, ещё 90 млрд. рублей выделено в рамках дополнительной поддержки ведущих университетов.

При дальнейшем планировании бюджетных расходов на профессиональное образование необходимо не только перераспределять все сэкономленные внутри системы ресурсы на поддержку наиболее эффективных, передовых и обладающих наивысшим потенциалом образовательных учреждений, но и продолжать инвестировать в развитие сети. Поскольку финансирование образования занимает значительную долю бюджетных расходов, решение этих задач возможно только при повышении эффективности используемых ресурсов и активном привлечении внебюджетных источников, а следовательно, целенаправленной работы по усилению инвестиционной привлекательности и прозрачности финансирования сети, повышению гибкости и эффективности системы, открытости к внешним запросам. Дано отдельное поручение до декабря текущего года разработать и принять на Учёном совете ТПУ Программу повышения эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств на период до 2013 года. И сделано это не в связи с рассматриваемым докладом Госсовета, а с принятой 30 июня аналогичной программой Правительства РФ.

4. Стоимость платных услуг профобразования росла, не сопровождаясь адекватным ростом качества.

Официальная стоимость образовательных услуг, предоставляемых государственными вузами (в них учится более 90% обучающихся), увеличивалась в 2000–2009 гг. в среднем на 15–22% в год. С 2009 г., в рамках реализации пакета антикризисных мер большинством государственных вузов было принято решение о фиксировании и неповышении стоимости обучения. Для обучающихся по приоритетным специальностям, востребованным экономикой, с 2009 г. стал доступным льготный образовательный кредит.

5. Рост финансирования не сопровождался адекватным повышением качества профессионального образования. Доля работодателей, удовлетворенных качеством подготовки выпускников колледжей и вузов, составляет всего около 60%. Только порядка 40% работников оценивают знания, полученные в образовательных учреждениях, как полезные для текущей работы.

Новая процедура формирования образовательных стандартов и программ предоставляет широкие возможности для работодателей по их постоянному обновлению и «тонкой настройке» на конкретные потребности.

Необходимо стимулировать образовательные учреждения к совершенствованию образовательных программ с участием работодателей через аккредитационные механизмы и иные процедуры оценки качества и эффективности деятельности вузов. Активное участие работодателей в формировании содержания профобразования будет способствовать и более эффективному решению важнейшей задачи – трудоустройству выпускников по полученной специальности.

6. В настоящее время в структуре учреждений ВПО создано и функционирует 422 центра содействия трудоустройству выпускников. Для дальнейшего развития необходимо создать единую социальную среду, обеспечивающую выпускникам возможность формирования траектории трудоустройства и помощь в профориентации в течение всей трудовой карьеры.

7. Ускоряющаяся динамика структурных изменений в экономике обусловливает необходимость постоянного обновления содержания профессионального образования, что потребовало принятия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования.

В 2009–2010 гг. утверждены 154 стандарта бакалавриата, 163 – магистратуры и 107 – специалистов. К концу 2010 г. эта работа будет завершена. К сожалению, переход на новые образовательные стандарты пока осуществляется во многом формально.

Это, в частности, связано с неразработанностью профессиональных стандартов по большинству отраслей, без опоры на которые разработка образовательных стандартов неизбежно становится зачастую отражением, скорее, возможностей системы образования, чем реальных потребностей экономики и компетенций работника современного высокотехнологичного производства, а также с низкой готовностью и мотивацией педагогических коллективов к изменениям. И это – правда, поскольку попытки обучения проектированию ОП ТПУ исходя из требований ФГОС и лучшей зарубежной практики до сей поры воспринимались без энтузиазма. Необходимость использования лучшего зарубежного опыта с попыткой его превзойти – настоятельная необходимость, так как профессиональные стандарты по большинству отраслей еще не разработаны.

Предоставленная новыми стандартами возможность до половины общего объёма подготовки в бакалавриате (а на уровне магистратуры – до 70%) отводить на изучение вопросов, связанных с конкретными производственными и технологическими процессами, позволяет образовательному учреждению во взаимодействии с заинтересованными предприятиями (в том числе в части организации практики) постоянно актуализировать содержание и технологии образования в соответствии с реальными запросами и востребованностью компетенций на рынке труда.

Пока же деятельность учреждений профобразования, отвечающих за разработку и реализацию образовательных программ, зачастую сводится к включению в образовательную программу материала по принципу «чему могу научить», а не по принципу «что востребовано на рынке труда, что нужно потребителям – отраслям, регионам, предприятиям».

Новая структура и процедура формирования стандартов даёт возможность гибко обновлять образовательные программы и содержание обучения в соответствии с динамично меняющимися запросами развивающейся инновационной экономики (для этого ещё более динамичными должны быть мы сами).

Переход на новые образовательные стандарты был обусловлен, в том числе, введением многоуровневой системы высшего профессионального образования. Это позволяет российским гражданам учиться по образовательным программам, сочетающимся с международными стандартами, способствует повышению академической мобильности студентов и преподавателей, расширению научного обмена, открытости системы к глобальным инновационным трендам и, как следствие, – участвовать в глобальной конкуренции. Кроме того, у обучающихся появляется возможность планирования своей индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни при соблюдении принципа фундаментальности образования на уровне бакалавриата.

Новые стандарты профессионального образования построены на компетентностном подходе, при котором от вуза требуется обеспечить не столько набор определённых дисциплин, сколько приобретение обучающимися востребованных компетенций, в первую очередь, способности самостоятельно добывать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а значит, при решении нестандартных задач.

Компетентностный подход требует соответствующего обновления системы оценки результатов освоения и качества реализации образовательных программ. Направления развития такой системы: совершенствование объективных процедур ЕГЭ и распространение их аналогов на все уровни образования; стимулирование качественной общественно-профессиональной оценки результатов образования, аккредитации программ, аттестации и сертификации выпускников. У нас есть только ЕГЭ по химии (дальше не продвинулись, хотя имеем отдельную кафедру, готовящую тестологов), общественно- профессиональная аккредитация программ в АИОР и зарубежных аккредитационных агентствах, создание возможности получения выпускниками аккредитованных программ статуса евроинженера и инженера APEC.

Новые требования к содержанию профобразования и новые подходы к оценке его результатов ставят совершенно новые задачи и по обновлению кадрового состава вузов.

Сегодня крайне низка доля преподавателей, активно ведущих научную деятельность (менее 10%), в особенности – успешных и перспективных ученых (имеющих важные открытия, высокий уровень цитируемости и т. д.).

В вузах введены новые системы оплаты труда, при которых зарплаты преподавателей зависят не только от их аудиторной и внеаудиторной нагрузки, но в значительной степени – от результатов и качества их труда, включая как преподавательскую, так и исследовательскую деятельность (дифференцированные надбавки Учёного cовета ТПУ предусматривают и то и другое).

В 2009 г. обновлены квалификационные характеристики должностей в системе образования, в них впервые реализован компетентностный подход, существенно усилены требования к использованию информационно-коммуникационных технологий. Новые квалификационные характеристики должны лечь в основу обновления системы повышения квалификации и процедур аттестации педагогических работников. Кроме того, необходима дальнейшая работа по совершенствованию квалификационных характеристик, в частности, по усилению значения научно-исследовательской составляющей педагогических и руководящих работников высшей школы. По состоянию дел с повышением квалификации НПР готовится отдельное заседание ректората. Мы много в этом направлении делаем: у нас есть кафедра инженерной педагогики, есть кафедра подготовки менеджеров для системы высшего профессионального образования, на повышение квалификации в рамках ИОП и Программы развития ТПУ как НИУ выделялись и выделяются «окрашенные» деньги, но отношение к повышению квалификации сотрудников, особенно со стороны заведующих кафедрами, еще во многом формальное (на ФПК нередко отправляют тех, без кого в данный момент на кафедре можно обойтись; есть даже штатные «повышатели» квалификации).

Такое отношение нам нужно преодолеть, может быть, через систему аккредитации дисциплин.

Новым вызовом становится повышение производительности труда и в области преподавания (обеспечить своей деятельностью повышение производительности труда в реальном секторе экономики невозможно без повышения производительности педагогического труда; сделать это можно только внедряя новые образовательные технологии). Ситуация с уменьшением числа студентов и, соответственно, числа преподавателей, необходимых для работы с ними, может и должна рассматриваться не только как новая проблема, но и как новая возможность более эффективного и более рационального использования кадрового ресурса системы профобразования. Конечно, это требует готовности самих преподавателей к переобучению, к переходу в другие секторы образования (переподготовка взрослых, профильное обучение старшеклассников, организация инновационных предприятий при вузах и др.).

За последние 5 лет (2004–2009 гг.) доля расходов консолидированного бюджета на образование в ВВП росла и превысила 4%, при этом рост финансирования высшего профессионального образования был опережающим. Между тем направляемые в систему средства используются с недостаточной эффективностью (пример – оборудование, закупленное в рамках ИОП). Доля неэффективных расходов на образование достигает в среднем 20%.

В этих условиях дальнейший рост бюджетных инвестиций в образование возможен только при соблюдении двух ключевых условий: во-первых, при повышении качества образования, а значит, обеспечении соответствия не только актуальным, но и перспективным потребностям инновационной экономики, и, во-вторых, при повышении эффективности расходования средств.

В формировании новой образовательной среды в учреждениях профобразования определяющую роль сыграл приоритетный национальный проект «Образование». В рамках проекта было осуществлено кардинальное обновление материально-технической базы ведущих вузов. Их ядро составляют в первую очередь МГУ и СПбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты.

Логическим продолжением нацпроекта стала система мероприятий по дополнительной поддержке ведущих вузов. Во исполнение соответствующих постановлений Правительства РФ проводятся или уже проведены конкурсы по ключевым мероприятиям данной системы: развитию инновационной инфраструктуры ведущих вузов (219 Постановление), расширению их взаимодействия с реальным сектором экономики (218 Постановление, идет 2 тур), приглашению в вузы ведущих ученых (220 Постановление).

Были предприняты шаги по упорядочению сети филиалов и представительств вузов, которая сократилась за последние два года на 99 филиалов и 352 представительства.

Таким образом, отработаны определенные организационные механизмы и инструменты развития. С опорой на эти заделы предстоит осуществить масштабную модернизацию всей системы профессионального образования, необходимую для решения задачи кадрового, а также научно-технологического обеспечения модернизации экономики.

Среди основных факторов, оказывающих приоритетное влияние на успешность модернизации системы профессионального образования, выделяются следующие.

1. Качество кадрового потенциала системы профессионального образования.

В связи с обострением демографических проблем, потребностью в повышении квалификации и переподготовке работников для обновляющихся производств в условиях перехода на инновационный путь развития, максимально полного использования кадрового потенциала системы профобразования в интересах развития опережающего и непрерывного дополнительного образования, особого внимания требуют вопросы обновления квалификации преподавателей.

Предстоит существенно модернизировать систему повышения квалификации и переподготовки преподавателей, развивать систему мотивации и стимулирования их образовательной и исследовательской деятельности, внедрять эффективные экономические и аттестационные механизмы обновления кадрового ресурса, совершенствовать систему квалификационных требований.

Общепринятой практикой и новым инструментом повышения квалификации преподавателей должны стать программы академической мобильности (и вовсе не обязательно в зарубежные вузы).

2. Объективная, достоверная, публичная, понятная, система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования.3. Взаимодействие учреждений профобразования с учителями школ, школьниками, абитуриентами в целях профориентации.

Необходимо стимулировать школьников и молодежь к научно-техническому творчеству, в том числе через развитие при ведущих вузах специализированных школ, включая очно-заочные и дистанционные. Продолжение работы по созданию лицея-интерната (была поддержка А.В.Квашнина); развитие ЦДП (новое руководство); конкурс среди школьных учителей физики, развитие коммерческих способностей детей (в Швеции обучают предпринимательству с 4 лет; в США 8 из 10 студентов хотят стать предпринимателями, а у нас это все еще ругательное слово; пока не видна работа ИИП). Первоочередные действия на нынешнем этапе, обеспечивающие решение актуальных задач модернизации профессионального образования:

– стимулировать привлечение дополнительных ресурсов, в том числе через целевой капитал вузов (кафедры ТПУ в этот процесс пока не вовлечены); – повышать кадровый потенциал вузов через развитие эффективной системы мотивации и стимулирования преподавателей, введение новых форм и механизмов повышения квалификации, усиление требований к уровню их профессиональной компетентности;

– позиционировать в общественном сознании профессиональное образование как ключевой ресурс инновационного развития через современные механизмы профориентации и информирования граждан о перспективных и востребованных профессиях и специальностях;

– создавать условия для формирования конкурентной среды в сфере образования.

Приоритетные направления развития системы профессионального образования России:

– обновление содержания профессионального образования;

– качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса;

– развитие сети учреждений профессионального образования;

– развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;

– создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования;

– создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием.