Сегодня, в условиях демографической ямы, мы должны бороться за каждого абитуриента – этот жесткий призыв в ТПУ никто не отменял, даже когда 100%-й набор-2010 на бюджетные места в вузе свершился как факт. Какова же стратегия дальнейшей «борьбы»?
ПУТИ-ДОРОГИ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Екатерина КУЛИНИЧ, директор Центра довузовской подготовки ТПУ:
– Первоочередные задачи, которые наш Центр ставит перед собой на самое ближайшее время:
1. Налаживание контактов со школами. Причем при построении стратегии нам необходимо прежде всего ориентироваться на школьников 7-9-х классов, для того чтобы иметь возможность провести эффективную профориентацию в необходимом нам техническом направлении.
2. Конечно же, реклама. Это и разработка, и издание рекламных буклетов ЦДП ИДНО с информацией об имеющихся курсах и предоставляемых услугах, и создание информативного, хорошо структурированного с применением последних технологий веб-дизайна сайта ЦДП ИДНО, понятного не только родителям, но и потенциальным абитуриентам. Необходимо предусмотреть налаживание обратной связи с абитуриентами и их родителями через сайт для оптимизации и улучшения эффективности наших действий.
3. Создание профильных школ, по образцу «Школы молодого геолога», на базе каждого из шести Институтов (ПНР) ТПУ для максимально эффективного использования кадрового потенциала ППС, привлечения базы и ресурсов ИНОЦ Институтов, которые в настоящее время не задействованы в мероприятиях ЦДП.
4. Развитие дистанционных форм обучения абитуриентов в рамках «Электронного университета». Разработка промо-сайта в настоящее время подходит к завершению. Будущее, несомненно, за дистанционным образованием.
5. Для работы на перспективу и привлечения школьников еще со средних классов предполагается организация в ТПУ кружков под руководством активных аспирантов различных факультетов («Кружок юного химика», спортивные секции и пр.).
6. Также на перспективу ставится задача по разработке учебных программ с использованием новейших образовательных технологий и последующим их внедрением в учебный процесс на базе, например, лицея ТПУ.
7. Необходим мониторинг, в каких школах и под руководством каких учителей старшеклассники выбирают технический профиль. Возможно проведение конкурса среди школьных учителей: какой процент их учеников идёт сдавать ЕГЭ по физике?
Без лирики нет физики. и наоборот…
Борис КАДЛУБОВИЧ, ответственный секретарь Центральной приемной комиссии ТПУ:
– Мы должны стать лидерами в технической подготовке школьников. Но ни Центр довузовской подготовки, ни приёмная комиссия ТПУ в условиях объективного демографического кризиса в России не в состоянии решить задачу обес-печения тесной интеграции школа-вуз. Население России сокращается, профориентация хромает на обе ноги, и не потому, что вузы не хотят этим заниматься…
Сегодня, к сожалению, политика государства в медиасредствах и на медиа-каналах такова, что в кадре на ТВ и на центральных полосах прессы герои не те, кто учится и учит проектировать сложные современные приборы на базе последних научных разработок, а люди, легко добывающие деньги. До сих пор действует стереотип: зачем идти учиться на инженера, чтобы создавать сложную технику, лучше выучиться на юриста или журналиста…
Система ЕГЭ способствует тому же. Сегодня русский язык и математика являются обязательными дисциплинами для сдачи ЕГЭ. Все остальные предметы – нет. В их числе и физика – основа основ для «технарей». Сегодня во многих школах России физики нет в расписании вообще. Есть предмет «естественные науки», в который входят физика, химия, биология – все вместе. Любопытно, что углубленно изучающие точные науки, с литературой все-таки знакомятся, а вот в классах гуманитариев учащиеся освобождены от изучения физики. Это совершенно неправильно. Должен быть комплекс предметов, которые современному человеку просто необходимо изучать, как это было нормой лет 20 назад, еще в советской школе. Сегодня всерьез говорят на правительственном уровне о возрождении статуса инженера, о востребованности этой профессии в условиях модернизации нашей экономики…
Если это так, физика на правах хозяйки должна войти в список обязательных для сдачи ЕГЭ – другого (эффективного и действенного) пути к привлечению в инженерное образование наиболее прогрессивной и талантливой молодёжи сегодня нет.