Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Литературное объединение «Молодые голоса»

Минувшее лето, к великому прискорбию, унесло жизни трёх бывших политехников, профессионально связавших свою жизнь с литературным творчеством. В июле остановилось сердце замечательного томского фантаста Виктора Колупаева. В июле не стало выпускника ФТФ, молодого поэта и прозаика Павла Лобанова. А в августе пришла весть о смерти в Израиле поэта Владимира Петрова.

Однако не только об утратах вспоминали собравшиеся на первое в этом году занятие члены работающего при ТПУ литературного объединения \"Молодые голоса\", а так же ещё и о том, что летом вышел коллективный сборник \"Летать легко\", в котором собраны лучшие стихи и проза участников Всесибирского семинара молодых писателей, состоявшегося в прошлом году в Томске (почти половина его авторов - \"молодоголосцы\"!), подводящий итог последнего пятилетия двадцатого века спецвыпуск журнала \"День и ночь\" (кстати, ныне это одно из лучших российских литературных изданий) опубликовал также стихи и прозу четырёх \"молодоголосцев\", а в последнем номере томского литературного альманаха \"Сибирские Афины\", кроме произведений Павла Лобанова (кстати, только что вышла его книжка \"Лунный свет\"), Владимира Петрова и Виктора Колупаева напечатаны стихи членов политехнического лито - О. Головацкой, А. Митрениной, С. Филатова.

Много новых произведений принесли \"молодоголосцы\" на осенний сбор. Уже начались бурные их обсуждения. Начата работа над составлением нового коллективного сборника.

ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛИТОБЪЕДИНЕНИЯ \"МОЛОДЫЕ ГОЛОСА\", РАБОТАЮЩЕГО ПОД РУКОВОДСТВОМ ПОЭТА АЛЕКСАНДРА КАЗАНЦЕВА, СОСТОЯТСЯ ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ: 1. 15. 29 ОКТЯБРЯ в ДК ТПУ, в 18-00.

Джен

СИЛА


Одна женщина была хранительницей Силы. Сила досталась ей по наследству и содержалась в высоком, плотно закрытом кувшине. Сила была похожа на терпкое и густое вино, от одного запаха которого человек, точно пьяный, ощущал немеренную свободу. Силу предназначалось отдать достойному ее, а выбор должна была сделать женщина.

Она была еще очень юной, когда в ее жизнь вошел первый мужчина. Она восхищалась им, но молчала об этом. Он приходил по ночам без предупреждения, и в его зрачках горели степные костры. Она послушно выполняла все его желания и боялась пошевелиться без его разрешения. Он был намного больше, сильнее ее. Она чувствовала, что должна отдать ему Силу, но не знала, примет ли он ее. Вдруг он посмеется над этим, и не поверит? Вдруг эта Сила - не сила вовсе, а рассказы о ней - просто выдумки бабушки, растерявшей под старость часть своего ума? Как бы то ни было, женщина начала подливать Силу по капле мужчине в чай. Только он отвернется, как она - цап кувшин из-под стола, и льет. Через какое-то время мужчина заметил, что у нее на удивление вкусный чай. Тогда она осмелела, и стала лить больше. Она не сразу уловила, что мужчина начал поглядывать на нее с подозрением. И однажды, отпив из чашки, он неожиданно рассвирепел. \"Что ты мне подливаешь? Отравить меня вздумала?!\" - и он замахнулся на женщину своей тяжелой рукой, но она увернулась и отскочила в угол. Она испугалась очень, боясь, что мужчина прибьет ее - возможно, на него так действовала Сила. Но мужчина руку раздосадованно опустил, развернулся и вышел. Хлопнула дверь. Женщина подскочила к окну и увидела, как он идет в темноте, сутулясь, - по снегу и босиком. Он забыл у нее сапоги. Она думала, что он вернется за ними, но он не вернулся, и через год она отдала сапоги в дом сирот.

А кувшин был по-прежнему полон Силой, словно ее и не отливали.

Женщина долго печалилась в одиночестве, но однажды на ярмарке она увидела человека, который ей очень понравился. Он был широк в плечах и много улыбался; в нем не было ни капли злости и жестокости, но он мог за себя постоять. Женщина пригласила его к себе в гости. Она зажгла свечи и собрала на стол. Он пришел. Он был сдержан и вежлив, но постепенно лед таял, и мужчина и женщина ощутили такую близость, какую ни тот, ни другая не чувствовали никогда. Он был ласков и нежен с ней, и она становилась мягкой как воск от тепла его рук. Через месяц она готова была отдать ему Силу. \"Вот, попробуй, - сказала она, наливая Силу в бокал, - это волшебный напиток. Он изменит всю твою жизнь, и ты получишь от жизни все, что захочешь\". \"Спасибо\", - он улыбнулся, взял бокал из светлых ладоней женщины и сделал несколько глотков. Тут в глазах его помутилось. Бокал упал из его руки и разбился, а Сила растеклась по полу. Расколовшееся стекло порезало ему пальцы, и оттуда закапала кровь. Он попытался встать и сделать шаг, но чуть не упал. Женщина помогла ему дойти до кровати, уложила его и неделю выхаживала, пока он не пришел в себя окончательно, а потом проводила с Богом.

Каждый день женщина видела этот кувшин, содержащаяся в котором Сила должна была выполнить свое предназначение. Женщина мучилась из-за этого, плохо спала и наконец решила пойти к колдуну. Этого колдуна все боялись, потому что не понимали его. Он жил один, совершая обряды, чей смысл был людям неясен. Как-то вечером женщина вошла к нему в дом и без слов поставила на стол кувшин, обернутый темным платком. \"Я тебя долго ждал\" - произнес колдун и внимательно посмотрел ей в глаза. \"Это ты\", - подумала женщина, а колдун взял ее за руку и повел в спальню. Женщина не могла сопротивляться ему, но не потому, что боялась его. Она, так же как он, понимала значение одиночества, а ее отношения с Силой были похожи на незнакомый, неясный людям обряд. \"Тебе нужно выпить ее до дна, - сказала колдуну женщина, - и тогда я навсегда останусь с тобой\". \"Я сделаю это\", - пообещал ей колдун. Он взял кувшин, осторожно снял крышку, и поднес сосуд с Силой к губам, запрокинув голову. Сила текла в него глоток за глотком, но никак не кончалась. Прошло уже десять минут, а за это время можно было выпить пять таких кувшинов. И тогда колдун отставил Силу в сторону. \"Я не могу, - сказал он женщине, и вздохнул, - твое колдовство превышает мое. Иди, ты свободна\". Она взяла свой кувшин, полный, как и всегда, опустила голову, и ушла. Она плакала, но никто не услышал этого.

Прошли годы, а женщина так и не нашла человека, который бы смог выпить Силу до дна. И вот в день, когда ей исполнилось тридцать лет, она сняла крышку с кувшина, и ей в ноздри ударил пьянящий запах. В этом запахе были солнце и ветер, тепло земли и холод морских глубин, сладость яблок и горечь полыни, и тогда женщина поняла, что здесь - ее Сила. И тогда она выпила Силу до дна, - в одно мгновение кувшин стал легким и пустым. А женщина выпрямилась, расправила плечи и, ощутив Силу в себе, рассмеялась: она и не догадывалась, что предназначение было так просто исполнить.

С той поры женщина жила, как живет одинокая птица, а Сила вела ее и помогала ей совершать необычайные вещи. И с тех пор ни один мужчина не мог долго быть с этой женщиной рядом, поскольку мужчины могли овладеть женщиной, но не могли овладеть ее Силой, а хрупкая женщина только смеялась и плакала, когда они приходили и уходили. Но некоторые мужчины чувствовали на ее губах вкус этой Силы, и по-настоящему понимали, ради чего им стоит жить.

Юлия Чертоляс

МАТЕМАТИКА ЛЮБВИ


Мы перемножим наши сердца,
Жизни сведём под один знаменатель.
Задачи Амура решим до конца,
В куб возведём наших чувств показатель.
Проинтегрируем горечь разлук.
Нам на двоих всего тридцать с остатком.
Словно восьмёрка - сплетение рук.
Наша любовь - для науки загадка.
Новая формула: ты - это я.
И не нужны доказательств страницы.
Лишь бы любви было больше нуля.
Лишь бы она не попала в таблицы.
Все поцелуи мы выстроим в ряд.
К ним приплюсуем объятья и ласку.
На бесконечной оси ординат
Нашу любовную выстроим сказку.

* * *

...В тетрадях - пустые страницы.
В альбомах - немые портреты.
Я словно бескрылая птица.
Я - солнце без лучика света.
К перу не тянутся руки.
Талант мой разрушили боги.
Но имя твоё - в каждом звуке.
Но имя твоё - в каждом слоге.

Юлия Лобода

***

От нас убежали несносные мысли
И, словно сосульки,
на ветке повисли.
Весною, заплакав,
ручьём обернулись.
И снова из моря
слезой к нам вернулись.
Чтоб мыслей несносных
не возвращать,
Нам надо с тобой
научиться прощать.

***

Пустая маршрутка
Канула в полночь.
Мне грустно одной
Возвращаться домой.
В семейную грязь
И в обычную ругань,
Несу две горсти я
Водицы живой.

***

УСЫ
БОРОДА
БАКЕНБАРДЫ
МОЙ ПАПКА
ДОБРЫЙ И СИЛЬНЫЙ
РАБОТАЕТ ОН НА ЗАВОДЕ
а у меня подбородок!
я с мамочкой дома сижу.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Я строю башню из кубиков.
Я строю башню высокую.
Я строю башню до потолка.
Я строю башню до небушка.
Смешал мой язык Боженька:
ДА-ДА, ЛА-ЛА, ГА-ГА...
Сломалась моя башенка:
МА-МА.

Павел Карагодин

* * *

Рвётся новая струна -
стала вредная такая!
Может, это не со зла -
зла мне точно не хватает.
Может, катер на мели,
и мелькает шёпот лунный -
Для меня изобрели
эти рвущиеся струны.
Я в печали и тоске -
что мне взрослые забавы!
Я в решающем броске -
что мне грозные заставы!
Я не жизнь, а только сон -
что там дальше, знают руны.
Мне бы солнышко и дом,
и нервущиеся струны...

* * *

Сестричка, раньше я искал таких,
которым был не нужен,
Мне этот путь напоминал -
держи заряженными ружья!
Готов к атакам со спины?
Надёжный тыл - твоё спасенье.
В борьбе нет места для вины -
иначе смерть и запустенье.
Но я - уже не командир,
я снял и выбросил погоны,
Я возвратился в старый мир,
в нём очень мирные законы.
И вот пишу тебе письмо,
забыв про сон и телевизор.
Перевяжу его тесьмой -
пускай взовьётся дымкой сизой!
Преодолев грозу и дождь,
не испугавшись гнева грома,
Конверт, на облако похож,
слегка коснётся крыши дома.
В твоих руках найдёт покой,
достигнув цели долгих странствий.
Ты знаешь - мы теперь с тобой
вне времени и вне пространства.