В недавно вышедшем втором томе трудов VII Международной научно-практической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых \"Современная техника и технологии
2001\" напечатаны два взаимодополняющих друг друга доклада профессора ТПУ В.В.Пацевича
на весьма актуальную тему образования. С докладами на эту тему В.В.Пацевич
уже выступал на научно-методическом совете, и его подход к проблеме вызвал неподдельный
интерес у присутствующих. Кроме того, именно советом было рекомендовано опубликовать
работы в сборнике, чтобы предоставить их на обсуждение думающей аудитории.
Названия его работ: \"Изучать будущее, чтобы строить настоящее - задача высшего
технического образования третьего тысячелетия\" и \"О влиянии науки и образования
на формирование мировоззрения молодежи\".
Это действительно вопрос - в чем состоит задача высшего образования в нашей
стране? Образования, которое мы привыкли называть самым лучшим. Обычно на него
отвечают стандартно: дать некую сумму знаний, чтобы те, кто учится сегодня,
построили наше прекрасное завтра. Не означает ли это, что современное не слишком
хорошее состояние дел в российской действительности находится в сильной зависимости
от того, как и чему учились родители сегодняшних студентов?
Как говорит Василий Викторович, \"Если принять за аксиому, которая, как известно,
не требует доказательств, утверждение о том, что уровень образования тех, кто
садился за парту более 20-25 лет назад, определяет судьбу России и россиян на
пороге тысячелетия, то заключение типа - \"Уровень образования, которое страна
смогла дать своим гражданам в недалеком прошлом, был очень далек от лучших мировых
стандартов\", - автоматически становится аксиомой. А ведь принципиально в системе
высшего профессионального образования ничего за эти десятилетия не изменилось...\"
И, наверное, давно пора подумать над тем, что именно совершенствование системы
образования и переподготовки кадров поможет стране выйти на качественно-новый
уровень не только научно-технического, но и социально-экономического развития.
Пока все шаги государства в этом направлении, на взгляд Василия Викторовича,
не приводили к желанному результату, более того, зачастую даже мешали. Профессор
Пацевич предлагает подумать над новой концепцией российского образования, приводя
в докладах свои соображения на эту тему.
Не сомневаемся, что в Томском политехническом университете работает немало людей,
которым есть что сказать на эту тему. Предлагаем вам познакомиться с работами
В.В.Пацевича (стр. 361 - 373) во втором томе сборника \"Современная техника и
технологии 2001\" (сборник есть в отделе организации НИРС - 232 комната корпуса
№19) и поделиться с читателями газеты \"За кадры\" своими мыслями об образовании.