Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Образование определяет будущее России

Споров об Едином государственном экзамене (ЕГЭ) ведется сейчас в России немало. Менять сложившуюся за многие десятилетия систему поступления в вузы, а тем более существенно пересматривать всю систему школьного образования, действительно сложно. Но новый виток истории настоятельно требует модернизации, прежде всего, общеобразовательной школы как фундамента профессионального образования. Большинство уже осознает, что именно с образованием связано состояние важнейших сфер жизни любой страны, а в России еще и темпы выхода из экономического кризиса и возрождение гражданского достоинства россиян.

Для окончательного перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой нужна современная образовательная политика. И она в России уже складывается. Одним из краеугольных камней модернизации образования является ЕГЭ. Первый этап эксперимента по ЕГЭ уже стал реальностью для более чем 30 тысяч выпускников школ 2001 года, хотя до сих пор родители будущих абитуриентов недоумевают, что такое ЕГЭ и чем он отличается от привычных экзаменов.

ЕГЭ - это совмещение выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз. Кроме этой особенности у ЕГЭ есть и ряд других: экзамены проводятся, как правило, не в школе, \"за пазухой\" у родных учителей, а в специальных пунктах (например, в стенах вузов); экзамены сдаются не по привычным билетам, а по контрольно-измерительным материалам (тестам) и наконец, самое главное, итоговую экзаменационную оценку по 100-балльной шкале выставляет компьютер в Центре тестирования Минобразования России.

Сегодня каждое задание по ЕГЭ состоит из трех частей. Первая напоминает игру \"О, счастливчик!\" и требует выбрать один правильный ответ из четырех. Вторая часть - тоже тест – необходимо вписать слово, цифру или формулу в отведенном для этого месте. Третья же часть - это пока привычные нам \"открытые задания\" - письменные ответы на вопросы, которые проверяются экспертами. Фамилии школьников на работах кодируются.

Что же дает ЕГЭ?

По моему мнению, в идеале ЕГЭ позволяет решать следующие задачи.

1. Реально (объективно) оценивать уровень подготовки выпускников общеобразовательных школ.

Существующая сегодня система оценки уровня знаний учащихся, равно как и студентов, этого обеспечить не может. Уверен, что каждому преподавателю не раз приходилось испытывать угрызения совести по поводу занижения или завышения оценки своим ученикам. А такое иногда происходит по ряду субъективных причин.

Но даже если полностью исключить очевидный субъективизм, то учителю на самом деле очень непросто определить, где кончается «исчерпывающее» (\"отлично\"), начинается «требуемое» (\"хорошо\") или «основное» (\"удовлетворительно\") знание программного материала.

Любой из нас учится сам. Если работа по формированию мотивов к учению ведется целенаправленно, то постепенно стремление к саморазвитию может стать смыслом жизни человека. Отсутствие же объективности в оценке знаний формирует отрицательную мотивацию к учению. Для многих учащихся именно система контроля представляется высшей формой проявления несправедливости.

Таким образом, существующая система оценки уровня подготовки учащихся требует изменений. Она должна опираться на объективные критерии, учесть которые пятибалльная система не в состоянии. Это возможно лишь при использовании специальной системы тестирования (100-балльная система) и при выводе процесса оценки знаний ученика из-под контроля учителя, отдав его на откуп компьютеру.

2. Квалиметрия (количественная оценка качества) образования.

ЕГЭ должен помочь обществу установить, как учат в конкретных классах и школах, селах и городах, субъектах Федерации и в целом по стране. Когда будет известно, что где-то учат хуже, где-то лучше, и по каким предметам, а также будут выявлены причины положения дел, то станут возможными ежегодная самоаттестация учителей, принятие оптимальных локальных или глобальных управленческих решений. Очевидно, что такая информация будет востребована и родителями.

3. Управление качеством образования.

ЕГЭ как инструмент для оценки качества образования дает основания для принятия решений, связанных с качеством подготовки и необходимостью переподготовки учителей, с проблемой их закрепления в конкретных районах, городах, школах; с совершенствованием структуры и содержания образования; с выбором лучших учебников, с дифференциацией зарплаты учителям в зависимости от обеспечиваемого ими качества образовательных услуг и т.д.

К социальным плюсам ЕГЭ следует отнести то, что введение ЕГЭ, по мнению Минобразования, поможет искоренить коррупцию, поскольку экзамены не будут привязаны к конкретному вузу и создадут равные возможности для поступления в вузы. Хочу отметить, что родители и школьники, как правило, за ЕГЭ. Ведь стресс от экзамена «два в одном» намного меньше, чем от традиционных.

В следующем году в число экспериментальных регионов по ЕГЭ должна войти и Томская область, которая выбрана не случайно, а как обладающая уникальным научно-образовательным комплексом. В нашей области имеются также профессиональные тестологи и необходимая материально-техническая база для проведения ЕГЭ .

Инициатором и последовательным сторонником ЕГЭ в Томской области является ТПУ. С чем это связано?

Во-первых, уже два года вступительные испытания в ТПУ по математике, физике и русскому языку на технические факультеты проводятся в форме тестирования и уже два года ТПУ участвует в государственном централизованном тестировании. Не случайно, и филиал Центра тестирования Минобразования России открыт именно при ТПУ. В этом году уже 14% первокурсников ТПУ и ТУСУРа стали студентами благодаря результатам централизованного тестирования. По результатам эксперимента по технологиям ЕГЭ в школах Кожевниковского и Шегарского районов на бюджетные места в ТПУ зачислено 14 человек, на платные - 5 человек. Таким образом, опыт в Томске накоплен немалый, большей частью положительный. И думается, будет правильным, если именно наша область, где каждый третий житель активно задействован в образовательном комплексе, возьмется за перспективное дело, станет одной из первых в деле эволюционного преобразования системы общеобразовательной и высшей школы, для которых ЕГЭ становится связующим звеном.

Петр ЧУБИК,
проректор по учебной работе ТПУ.