Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Политехники в международном гуманитарном пространстве

Можно сказать, что жизнь человека – это постоянный экзамен, проверка \"на прочность\" не только знаний теоретических, но в первую очередь, практических.

Такую проверку выдержали студенты гуманитарного факультета Томского политехнического университета, когда в январе этого года приняли участие в Международном коммуникативном семинаре, который состоялся в г.Борнхайм (Германия).


Тема семинара: \"Метод темацентрированного взаимодействия - как способ поиска эффективных форм общения в интеркультурном пространстве\".

Необычность формулировки темы семинара отражает сразу несколько проблем, которые и были рассмотрены в процессе пятидневной работы семинара.

Первое, участники семинара познакомились с новой методикой коммуникативной работы, основательницей которой является Рут Коон. Суть этой методики, на первый взгляд, очень проста: как добиться устойчивого, позитивного баланса между интересами отдельного человека, группы в решении конкретной проблемы, не ущемляя свободы личности, учитывая ее многосторонние интересы.

Как в процессе совместной деятельности, сохранить ту роскошь общения, о которой писал Экзюпери, и одновременно качественно выполнить задачу, требующую коллективных действий.

Второе. Рабочим языком семинара был немецкий. И это привносило в дополнение к межкультурному, еще один, билингвистический аспект общения. Студенты на личном опыте убедились, как сложно понять человека другой культуры, говорящего и думающего на другом языке.

Немцы как Броккен: романтичны, толерантны и основательны

Эту фразу я нашла у моего любимого писателя Г.Гейне, но только сейчас, на семинаре во всем объеме почувствовала ее глубинный смысл. Деликатная Лиоба попросила нас обозначить каждую из вершин треугольника русскими понятиями. Так, рядом с немецким \"ICH\" появилось русское \"Я\", \"WIR\" расположилось по соседству с \"МЫ\", \"ES\" приобрело свою русскую половинку в слове \"ВЕЩЬ\".

Меня поражает способность немцев коротко и ясно сформулировать свою мысль. Я как отдельная, самодостаточная личность, представляю как бы иерархию слоев бытия моей семьи, моей страны, моего времени. Очень точно выражает эту идею немецкое Geschichte, - история. Ge – schichte, Schichte – слой, страт. История историзирует во мне. По-немецки – это звучит даже еще значимее: \"Alle meine Geschichten sind in meiner Geschichte geschichtet\".

Мы не только обдумываем свою историю, как бы проживая ее заново и находя там новые оттенки, но и рисуем свой жизненный путь.

От конфликта к новой гармонии

Оказывается, что взаимоотношения – это не только гармония. Это, чаще всего конфликт. И от нас самих зависит его характер и то, как он будет развиваться. Дитрих предлагает новое задание. Работаем с канатом, основная функция которого – дать нам почувствовать, что испытывает человек, когда сужается пространство его бытия.

Становимся в круг. Границы этого круга – канат. Беспорядочное движение внутри круга, постепенно все более сужающегося. Двигаться становится все сложнее. Наконец, движение становится просто невозможным. И лишь в этот момент приходит отчетливое понимание того, как хрупко пространство нашего бытия, насколько бережного отношения к себе оно требует.

Катя Липовцева, второкурсница Гуманитарного факультета (специальность \"Связи с общественностью\"), выражает эту мысль предельно образно: \"Когда мы летели в Германию, я в иллюминатор смотрела вниз. Удивительно, какая маленькая у нас Земля, как нам всем ее нужно беречь\".

Мы получаем еще один опыт – опыт разрешения конфликта в позитивном контексте.

Путешествие дилетантов, стремящихся стать профессионалами

Экскурсия в Музей немецкой истории и прогулка по исторической части Бонна. Поражает основательность немцев в отношении к своей истории ХХ века.

Страна, которая обрела государственное единство лишь в 1871 году, тщательно оберегает и сохраняет свою историю. История – это не только учительница жизни. Это сама жизнь во всех ее проявлениях.

Выходим из вагона метро и сразу же попадаем... в послевоенный Бонн. Перед нами вагон, в котором канцлеры послевоенной Германии: Конрад Аденауэр, Вилли Брант приезжали в Москву. Дорожный кабинет Аденауэра. Ощущение, что хозяин только что оставил свое рабочее место: бумаги на столе, письменные принадлежности, телефон. Живая история, запечатленная в вещах. Жизнь, ставшая историей.

Немцы называют свой музей \"Домом истории\". Это действительно дом, но дом обитаемый, живущий не только прошлым, но и настоящим. Доказательство тому - выставка современной немецкой рекламы. Это уже непосредственно для наших студентов, которые учатся на гуманитарном факультете по специальности \"Связи с общественностью\".

Для немцев реклама – это не только двигатель торговли, услуги, товара, но и средство самовыражения.

Вечерний построждественский Бонн

После музея истории – прогулка по вечернему Бонну. Еще раз вспоминается Гейне. В январе Германия выглядит как сказочная страна. Множество огней, ярких украшений, музыки и на фоне этого Рождественские сценки – волхвы поклоняются младенцу Христу. Трогательно.

День последний– новые ориентиры

После интенсивного эмоционального общения – изучение теории, положенной в основы метода темацентрированного взаимодействия.

Тщательно проговариваем каждое из понятий, составляющих методологический каркас нового метода. Именно после трехдневной работы с основными категориями в контексте живого общения можно точнее выявить многочисленные оттенки содержания каждого понятия.

Для меня неожиданным, в хорошем смысле этого слова, является то, что наши студенты без особых затруднений выражают свои мысли на немецком. Это радует, значит, эксперимент по изучению иностранных языков в ТПУ идет успешно.

От теории переходим к практике обретения нового опыта. Чтобы лучше понять друг друга, нужно послушать песни, которые действительно отражают историю и душу народа.

С удивлением констатируем и здесь общность, но уже на ином, так сказать профессионально-корпоративном уровне. Если народные песни значительно отличаются у русских и немцев, что является совершенно естественным, то студенческий \"Гаудеамус\" поют все. Стоя.

Новый опыт и новые впечатления – Россия, несмотря на свое географическое положение – это часть единой европейской культуры.

Любое завершение, если за ним не следует продолжения, бессмысленно и печально. Думаем, что это не про нас. Итог нашей поездки в Германию – расширение научных контактов Гуманитарного факультета, подготовка и проведение новых семинаров в Томске (ноябрь 2002 года), Борнхайм (январь 2003 года).

Итог – это всегда благодарность тем, кто помог состояться этой поездке.

Без поддержки и понимания Юрия Петровича Похолкова, Александра Ивановича Чучалина, Петра Савельевича Чубика и Виталия Георгиевича Рубанова наш ТнемецкийУ проект не смог бы стать реальностью. Спасибо Вам.

Доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета Ольга Лойко