Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

НТБ лучше бостонской библиотеки!

Если НТБ - второй дом для политехников, как любят говорить особо читающие студенты ТПУ, то их второй мамой, несомненно, будет Любовь Николаевна Онищук, которая является директором сего заведения. Сегодня мы обратились к ней с наболевшими студенческими вопросами и попытались вместе выяснить причины возникающих проблем.

- Давайте разберемся, за что студента могут лишить читательского билета и как происходит эта процедура?

- Во-первых, существуют правила пользования библиотекой, где сказано, за что могут лишить права пользования ее услугами. Но студенты о них постоянно забывают. Например, в читальных залах запрещается разговаривать, однако студенты полностью игнорируют это правило, и мы уже давно не лишаем читательских за такие нарушения, ограничиваемся замечаниями. Однако, если студент передал свой билет другому, и этот факт был зафиксирован, или постоянно не возвращает вовремя книги, то по решению библиотекаря читательский билет может быть изъят сроком от одного до трех месяцев. Контролер на пропускном пункте не имеет права лишать студента билета, в любой возникшей ситуации следует разбираться с заведующим соответствующего отдела.

- Если студент потерял книгу, то можно ли заменить ее другой? Какой именно и кто определяет стоимость этой книги. Существуют ли еще какие-либо альтернативные варианты?

- Разумеется, потерявший книгу должен заменить ее на аналогичный экземпляр, либо равноценный - на усмотрение библиотекаря. Если книга старых годов издания, но хорошо используется в учебном процессе, то естественно, ее уже будет невозможно найти в магазине. Тогда сотрудник библиотеки предлагает список того, что можно купить взамен. Мы вправе потребовать то издание, которое необходимо нам. В последнее время мы практикуем и другой метод - закупаем необходимые издания, а читателю предлагаем оплатить его стоимость, конечно, в соответствии с рыночной стоимостью утерянного экземпляра.

- Почему очень мало новых поступлений на абонемент учебной литературы? Ведь программы образования в университете постоянно совершенствуются, а на абонементе - только устаревшие издания...

- В последнее время книг приобретается очень мало, но не потому, что библиотека не хочет этого делать, а потому что книг по техническим (общетехническим и узким специальностям) издается очень мало. Издания всем известных авторов, по которым идет основной образовательный процесс, у нас есть, но новые издания покупать для каждого студента нет возможности и необходимости. Если бы ректорат выделял нам не 2, а 20 миллионов рублей - то мы покупали бы книги для каждого.

Менеджмент, экология, экономика, политология, культурология - книг по этим дисциплинам на абонементе вообще нет, только в читальном зале и на научном абонементе. По гуманитарным дисциплинам их издается очень много, но среди них практически нет апробированных временем учебников, и мы никогда не будем приобретать такую литературу для абонемента - это же колоссальные деньги! Вот за рубежом такие книги приобретаются в количестве 1-2 экземпляров, и на дом выдаются лишь на ограниченный срок. У нас тоже имеется такая возможность - абонемент научной литературы, где можно взять редкую книгу на две недели, на месяц.

- Абонемент учебной литературы славится своими бесконечными очередями в первые недели учебного года, планируются ли какие-нибудь изменения в его работе?

- Очереди в сентябре были всегда, все хотят сразу получить книги, а это физически невозможно. Вы же видите, какое помещение абонемента учебной литературы - маленькое, душное, там невозможно поставить, например, сразу десять работников - будет тесно. Мы давно думаем над этим, поэтому на будущий год у нас, наконец, запланированы средства на реконструкцию отдела. Помимо ремонта, планируется внедрение автоматизированной системы учета и выдачи книг... Сейчас это еще практически незаметно, потому как студенты пользуются только электронным каталогом книг и то не все. Но работа идет.

- А почему в НТБ до сих пор не реализована программа компьютерного заказа и выдачи книг? Ведь уже не первый год студенты получают читательские билеты со штрих-кодами?

- Мы внедряем, но это поэтапный процесс. Система электронной книговыдачи начнет работать с октября на научном абонементе - это опытная эксплуатация. А вот даже для того, чтобы за книги в залах вы не расписывались, а производилось сканирование, необходимо заранее готовить фонды. У нас их около 1,5 млн. книг, не считая журналов. Это огромная работа, которая уже ведется нашими специалистами.

- И когда планируется полная автоматизация библиотеки?

- Надеюсь, что года через два система заработает полностью. Сейчас для этого нам выделяет средства ректорат, а также мы выиграли заем в Международном банке реконструкции и развития на сумму 270 тыс. долларов. Студенты не все видят. Они видят зал-интернет с малым числом посадочных мест и говорят - как плохо в нашей библиотеке. Но ведь мы тоже прекрасно понимаем, что необходимо развиваться. Сейчас идет подготовка зала электронных ресурсов - 311 аудитория. Там уже проведен ремонт и начинается монтаж оборудования. Услуги будут расширяться - помимо обычного доступа к электронным ресурсам будут представлены электронные базы данных фондов нашей библиотеки, учебные пособия и учебники наших университетских авторов, а также из фондов других библиотек, в том числе и электронных. Этот зал полностью заработает только к следующему учебному году, а частично уже и в этом.

- Можно ли забронировать очередь на книгу или журнал в читальном зале?

- В новой электронной системе это будет предусмотрено. Можно будет заранее записаться на редкую книгу или журнал, сделав соответствующую запись в компьютере, и тогда студент уже будет знать - что в это время с книгой будет работать другой человек. Разумеется, это удобно и экономит время читателя.

- Всем известны огромные очереди в гуманитарном зале в разгар семестра, в чем причина?

- Это тяга к знаниям. Студенты все одновременно хотят написать рефераты. А ведь можно было позаботиться о нужных книгах в начале сентября. Задания на рефераты выдают в середине семестра и приходится стоять в очереди за одними и теми же книжками. Что с этим делать, мы не знаем, решения этой проблемы пока нет. Но мы подсчитали, что в среднем студент стоит в очереди не более 10 минут.

- Существует отдел редких книг, о котором из студентов мало кто знает. Может ли студент по собственному желанию посмотреть эти книги, поработать с ними? К кому можно обратиться с такой просьбой?

- В отделе хранятся около 20 тыс. ценнейших изданий, памятников культуры - это издания 16-19 веков, большей частью по горному делу и истории политехнического, библиотека Кулибина. Конечно, эти книги уже не используются в учебном процессе, но 2-3 раза в год подготавливаются книжные выставки, которые могут посетить все желающие. Следует учесть, что для редких книг должны быть особые условия хранения, и поэтому массовый доступ невозможен. В то же время по просьбам для определенных групп проводятся экскурсии, делаются обзоры по книгам, можно заниматься научной работой. Если у кого-то появится желание посмотреть эти книги, то пожалуйста, собирайте группу, приходите к нам и мы организуем посещение. По всем вопросам можно обращаться к Татьяне Александровне Романовой, заведующей отделом. Все адреса и телефоны можно посмотреть на нашей страничке в интернете.

- Случались ли в вашей практике случаи кражи книг?

- К сожалению, да. Года 4 назад по поддельному читательскому билету набрали много ценных книг и просто не вернули. Тогда пришлось расследовать это дело с привлечением уголовного розыска, и мы нашли вора. А в прошлом году, также по поддельному читательскому, из здания библиотеки вынесли очень редкие книги. Найти их так и не смогли. Пришлось восстанавливать эти экземпляры. Совершенно точно, что это была специальная кража. Вот поэтому мы и говорим всегда: если вы потеряли читательский, необходимо сразу же сообщить об этом и заблокировать его!

- Коснемся вопросов качества обслуживания в нашей библиотеке. Иногда случаются различные конфликтные ситуации между студентами и библиотекарями. Если происходят такие инциденты, то куда может обратиться студент с жалобой?

- К нам, в администрацию. Здесь очень сложно говорить об однозначной правоте какой-либо из сторон. Ведь каждый думает, что прав он. И если произошел какой-то конфликт в процессе обслуживания, дайте нам знать об этом и мы попробуем разобраться. Иногда к нам обращаются читатели, но это бывает редко. Вот у нас была работница Наташа, которая на все вопросы читателей отвечала: «Это ваши проблемы». Я посмотрела на ее работу, отозвала и объяснила: «Нельзя так говорить, поставь себя на место читателя и постарайся ему помочь». Ведь мы стараемся подходить к каждому читателю индивидуально и необходимо прислушиваться к каждому, помогать.

А с другой стороны - как читатели относятся к библиотеке? В каком состоянии сдают книги, почему вырывают листы или не возвращают долги? Ведь мы очень лояльно относимся к ним - каждый четверг не взимаем штрафы, лишь бы вернули книги. Ведь это им самим нужно. А вырванные листы! Каждый год мы восстанавливаем до 20-25 тысяч страниц. Хорошо, если в фонде есть аналогичное издание и можно просто отксерокопировать и вклеить недостающие страницы. А если это единственный экземпляр, то приходиться брать книгу из других библиотек и делать копии.

- Основные проблемы в общении с сотрудниками библиотеки возникают на контроле, где выдают контрольные листочки. Есть ли в них необходимость?

- В первую очередь, у нас есть статистика, как посещают наши залы. Во вторую очередь - это гарантия порядка. Если не будет контролера, наши читатели будут проходить в залы в одежде, с портфелями, сумками, с едой, что тогда будет - беспорядок. К тому же были случаи воровства, когда проникали люди с улицы.

Или к вопросу о поведении студентов. Мы вынуждены писать - не приходите с едой в библиотеку, не берите с собой сумки и пакеты. Неужели так трудно оставить их в раздевалке? Когда мы были в Бостонской общественной библиотеке, так там вообще специальный секьюрити в перчатках при входе и при выходе проверял содержимое наших сумок, что будет, если и у нас ввести такой режим? Вряд ли студентам это понравится, так что контроль у нас лояльный. Мы даже позволяем приходить со своими книгами, но обязательно отмечать это на контрольном листке.

За всеми студентами вообще невозможно уследить. Есть же например такие люди, которые в отремонтированных туалетах на втором этаже разбили две двери, просверлили дырки. И это так называемая элита - студенты языкового центра! Следует заметить, что самые привилегированные наши студенты ИЯК, ИЭФ и ГФ ведут себя хуже всех остальных, по-хамски. А мы ведь стараемся, заменяем постепенно мебель, стулья - ведь жестко сидеть на твердых стульях, выращиваем цветы - создаем комфорт для вас, читателей. И вот что получаем в ответ...

- И последний, животрепещущий вопрос: почему буфет работает с 10 до 15 часов и не работает в субботу и воскресенье? Ведь студенты голодные как раз после обеда и в выходные...

- Буфет - это уже не структура библиотеки. Это комбинат общественного питания ТПУ. Мы уже обращались к руководству с просьбой о продлении работы и улучшении качества питания. Но, к сожалению, пока ничего не сделано.

Мария МОШКИНА