Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Корпоративная культура ТПУ

«Сегодняшние проблемы - есть порождение вчерашних решений».
Питер М. Сенге, профессор менеджмента Массачусетского технологического университета

«Дух - есть множитель на массу, дающий произведение силы».
Лев Толстой «Война и мир» том IV, часть III

Одной из целевых программ в составе Комплексной программа развития Томского политехнического университета на 2001 – 2005 годы утверждена программа «Развитие корпоративной культуры и кадрового потенциала университета».

Если вопросы кадровой политики, так или иначе, всегда затрагивались в программах и планах развития университета, то проблема корпоративной культуры поднята впервые. О чем здесь идет речь и зачем, вообще, это нужно университету?

Сейчас очень много говорят и пишут о самых различных вещах, добавляя к ним определение «корпоративный»: «корпоративные финансы», «корпоративные компьютерные сети», «корпоративное влияние» и т. п. Вместе с тем создается впечатление, что пишущие и читающие придерживаются разных взглядов на это понятие. При этом очень часто при смене объекта и само определение меняет смысл.

Что же такое корпоративная культура?

В современной науке существует достаточно много определений корпоративной культуры. В контексте данной программы это множество может быть сведено к двум определениям. Смысл первого из них состоит в том, что корпоративная культура представляет собой нечто такое, что организация имеет. То есть, корпоративная культура является атрибутом организации и представляет собой совокупность поведений, символов, ритуалов, мифов, традиций и т. п., которые соответствуют ценностям, присущим организации (разделяемым ее сотрудниками), передающимся в виде «жизненного опыта» организации, отражающим ее индивидуальность и определяющим ее восприятие самой себя и других организаций в социальной и материальной среде. Смысл второго определения состоит в том, что корпоративная культура – это то, чем организация является, то, как она реализует свою миссию внутри и вне самой себя, или, другими словами, - способ существования организации. С практической точки зрения выбор того или иного определения задает и способы воздействия на корпоративную культуру, пути ее изменения и развития.

Почему же осознание и развитие корпоративной культуры стало важным для ТПУ именно сейчас?

В Томском политехническом университете существует мощная, сложившаяся в течение более чем столетней истории его существования, корпоративная культура. По своей сути эта культура является немонетарной, то есть она сложилась в условиях, когда задача зарабатывания денег, получения прибыли от основной деятельности – добычи, переработки и распространения знаний, а также воспитания молодежи, - никогда не была одной из самых главных задач университета. Связи с промышленностью, хоздоговоры и другие формы получения дополнительных средств всегда поощрялись, служили существенным подспорьем в развитии материальной базы университета, но им никогда не уделялось столь пристальное внимание как в настоящее время. Преобразования в высшей школе России и практически реализуемый переход на систему платного высшего образования необратимо заставляют российские университеты, в том числе и ТПУ, превращаться из немонетарных организаций в организации, сочетающие в своей деятельности и немонетарный, и монетарный подходы, как это делают, например, американские университеты, осуществляющие это сочетание с момента своего возникновения. Это превращение затрагивает коренные основы существования университета, то есть его корпоративную культуру. В течение последних 10 лет корпоративная культура университета подвергается серьезным изменениям, которые проводятся интуитивно, как реакция на изменения внешней среды, поскольку не осознано и не зафиксировано исходное состояние корпоративной культуры университета и, соответственно, не определено ее конечное (на заданном отрезке времени) состояние. Такой процесс изменения корпоративной культуры нельзя признать удовлетворительным, поскольку его результатом может быть столь сильное изменение корпоративной культуры, которое приведет к перерождению университета. В связи с этим задача описания, осознания, усвоения большинством сотрудников и студентов университета базовых элементов его корпоративной культуры становится особенно актуальной. В последнее время ТПУ предпринимает значительные усилия по вступлению в мировое образовательное сообщество. Одной из задач на этом пути является необходимость в концентрированном виде продемонстрировать мировому сообществу то, что представляет собой университет в настоящее время, а это и есть корпоративная культура университета. Для того чтобы стать узнаваемой в мировом образовательном сообществе, корпоративная культура ТПУ должна быть описана в терминах соответствующей предметной области. Это обстоятельство является другой причиной того, что проблема корпоративной культуры стала актуальной в ТПУ именно сейчас. Для развития корпоративной культуры университета нужно, чтобы каждый член коллектива – от абитуриента до ректора – четко представлял себе эту культуру в одних и тех же терминах. Сейчас это невозможно, потому что корпоративная культура ТПУ не исследована и не описана. Поэтому первой задачей в реализации целевой программы будет исследование и описание корпоративной культуры ТПУ. Затем будут определены и реализованы проекты по развитию корпоративной культуры во всех сферах деятельности университета, включая:

  • развитие культуры обучения и воспитания студентов;
  • развитие культуры научных исследований;
  • развитие культуры обслуживания учебного процесса и научных исследований;
  • совершенствование культуры поведения и культуры образа жизни сотрудников и студентов университета;
  • совершенствование социально-психологических отношений в университете;
  • обеспечение адекватности организационной структуры и методов управления университетом его корпоративной культуре.

Исследование и развитие корпоративной культуры будут осуществляться различными способами с использованием следующих ключевых механизмов:

  • механизм участия – максимально широкое привлечение сотрудников университета к решению важных вопросов;
  • механизм символьного управления – наглядная демонстрация того, что является жизненно важным для университета;
  • механизм взаимопонимания – максимальная открытость вертикальных информационных потоков;
  • система поощрений – поощрение принадлежности к университету, восприятию и воспроизводству его ценностей.

В. ПУШНЫХ, Директор МИПК ТПУ,
научный руководитель целевой программы
«Развитие корпоративной культуры и кадрового потенциала университета»