Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Личность = образование + ВОСПИТАНИЕ

Воспитательная работа в вузе имеет такое же большое значение, как и сам учебный процесс. Правда отношение к этому не всегда и не у всех однозначно. Не мудрено, ведь студент приходит в университет за знаниями и за профессией, и преподаватель должен его снабдить всем необходимым. Однако, от того, какая атмосфера в вузе, какое отношение к первокурснику с самого начала его пребывания в университете, зависит конечный результат.

О проблемах воспитания личности в высшей школе говорили участники Второй межвузовской конференции, организаторами который выступил отдел по внеучебной работе ТПУ.

Работа шла по пяти направлениям: образование и здоровье, инициатива самоуправления, кураторство и тьюторство, проблемы формирования гуманитарного мышления и социально-психологические проблемы.

Два дня конференции были насыщены, в ней приняли участие 150 человек, со всего региона (Юрга, Тюмень, Барнаул, Братск, Омск, Екатеринбург). Не остались в стороне политехники и представители других томских вузов.

Открыл конференцию первый проректор ТПУ А.И.Чучалин, который отметил важность воспитательной работы в вузе, как одно из направлений в подготовке современных специалистов, соответствующих международным стандартам. После пленарного заседания участники отправились работать по секциям.

кураторство и тьюторство

История Института кураторства, равно как и история воспитательной работы в нашем вузе, началась в 1903 году. Если \"перевести\" на функциональный язык, то куратор - воспитатель. Особенно такие наставники необходимы первокурсникам.

Куратор должен не только повышать мотивацию к обучению у студентов, но и организовывать досуг, задавать норму общения между студентами, одногруппниками, но не вызывая негативного отношения со стороны студентов друг к другу. Куратор выступает в роли посредника между деканатом и студентами. Как раз куратор и занимается формированием у студентов стремления к самоуправлению. Если говорить совсем просто, то наставник выполняет практически все функции родителей. Что особенно значимо для приезжих студентов.

Для того, чтобы институт кураторства был более совершенен организованы занятия для кураторов. Планируется осуществить поддержку кураторов методической литературой, использовать потенциал гуманитарных кафедр.

Главная задача учебного процесса состоит в том, чтобы перейти к личностно-центрированному образованию. В процессе обучения личность должна развиваться - пришли к выводу участники секции.

актуальные проблемы формирования гуманитарного мышления

На этой секции прозвучали доклады, которые затрагивали вопросы гуманитаризации образования, улучшения связей студентов и преподавателей с библиотекой, изучения истории Сибири и многое другие.

Участники секции внесли конструктивные предложения, например, устраивать экскурсии по Научно-технической библиотеке ТПУ, а студентам и преподавателям почаще бывать в этом храме науки, тем более, что сотрудники НТБ привлекают политехников не только книжными фондами, но и различными выставками.

Преподаватели гуманитарных кафедр ТПУ, участвовавшие в работе секции, предлагали внести изменения в учебный план гуманитариев или ввести в качестве факультатива курс истории Сибири, т.к. предмет этот необходим для понимания сибирского народа, его менталитета. Также проблемным является и вопрос о введении курса профессиональной этики. Немаловажен и аспект преподавания русского языка для иностранных студентов. По признанию участников секции, большое затруднение для иностранных студентов - понимание русского менталитета, и над этой проблемой предстоит еще поработать.

Все предложения по этой секции были зафиксированы ее руководителем В.Н.Скворцовой для обсуждения на более высоком уровне.

Хотелось бы отметить, что формирование гуманитарного мышления, особенно в политехническом, имеет огромное значение как в связи с развитием гуманитарных направлений, так и в разрезе вековых традиций качественного образования ТПУ.

инициатива самоуправления как ресурс развития

В секции самоуправления обсуждались вопросы, связанные с активным участием студентов в жизни вуза. Каждый студент имеет права и обязательства, оговоренные в уставе университета, но не всегда знает о своих возможностях. Например, в ходе работы выяснилось, что в Томской области существует закон о молодежи. Но вот знают о его существовании немногие, а о его содержании и вовсе единицы... Как исправить это положение и как решаются другие студенческие проблемы - говорили на этой секции.

Первыми выступили руководители двух основных структур по защите прав студентов в нашем вузе: председатель профкома Максим Ведяшкин и председатель старостата Сергей Федоров. Они рассказали об основных направлениях работы своих организаций. Но их деятельность в широкой рекламе и не нуждается, ведь почти каждый студент сталкивается с работой профкома (проездные билеты, льготы, путевки и т.д.), дела старостата более близки студентам, проживающим в общежитиях. Между слушателями и Сергеем Федоровым завязалась дискуссия о сферах работы старостата и отличии его от профкома.

Также присутствующие смогли услышать доклады об организации досуга студентов, о музыкальном клубе \"Золотая нота\" (руководитель Вероника Зелянская) и о многих других студенческих организациях ТПУ. О клубе КВН \"Полигон\", его достижениях и новом проекте \"Девчата\" рассказал руководитель клуба Олег Малышев.

Большое оживление в зале вызвал доклад о принципах работы рейтинговой системы и разногласиях, которые возникают в ходе учебного процесса между преподавателем и студентами. При высоком рейтинге преподаватель \"имеет право\" по своему усмотрению поставить \"автомат\", но он не обязан этого делать. Если же возникают какие-либо нарушения или рейтинговая система не работает, студент имеет право обратиться за помощью сначала в деканат, а при необходимости к проректору и даже ректору. Хорошо, если бы об этих нюансах знал каждый студент.

образование и здоровье + социально -психологические проблемы в высшей школе

Первым в этом семинаре на повестку дня был вынесен вопрос об условиях обучения в комфортных, но далеко не экологически чистых (безопасных) аудиториях ТПУ. Качество помещений оставляют желать лучшего. Многие аудитории, выполненные в так называемом стиле «евродизайн», не выдерживают критики. И это связано не только с проблемами регулирования температурного режима, но и с загрязнением помещений вредными веществами, выделяющимися из отделочных материалов, а также с превышением допустимых концентраций углекислого газа при большой плотности обучающихся в лекционных аудиториях... Отрадно, что сотрудниками ЭБЖ ИЭФ все-таки проводят работы по мониторингу условий труда и учебы, и ошибки имеют место быть исправленными.

Живую дискуссию вызвал доклад о психосоциальных особенностях педагогов в возрасте 45-60 лет. Отношения педагог-студент достаточно не просты и в решении не далеко ушли от вечных «отцов и детей». Затронули больную тему - проблему личности, самореализации человека, а также качественно нового общения преподавателя со студентом.

В своей работе «Современное общество и подросток» Л.Н.Блынду определила, как, оказывается, достаточно актуальную на сегодняшний день проблему отсутствия взаимоконтактов между средней и высшей школами.

Городской центр планирования семьи вынес на обсуждение проблемы контрацепции и ЗППП, результаты исследований медиков представлены в тезисах конференции.

Большую часть обсуждения участники отвели не только исследованию и констатации фактов, но и предложениям по профилактике и формированию здорового образа жизни у учащихся.

По итогам работы конференции состоялся \"круглый стол\", в котором приняли участие представители вузов, городской администрации и представители УВД.

Надо сказать, что эта часть конференции была одной из самых острых. Проблема правопорядка вышла уже далеко за пределы эмпирических, поэтому предложения на \"круглом столе\" порой звучали самые резкие, особенно касаемые правонарушений и наркомании. Представители правоохранительных органов ознакомили присутствующих со статистикой и тенденциями нарушений по вузам.

Также на \"круглом столе\" был поднят вопрос о лицензировании студенческих оперотрядов, чтобы начать полноценное их обучение на базе РОВД. Милиция будет постоянно информировать отделы внеучебной работы вузов на предмет совершения различных нарушений студентами. Представители администрации Южного округа Томска всерьез озабочены: ежегодная армия абитуриентов, съезжающаяся с различных районов нашей необъятной Родины, доставляет немало хлопот комиссии по делам несовершеннолетних.

Участники \"круглого стола\" отметили также возрастающее количество нарушений, связанных с появлением в общественных местах в нетрезвом виде. Надо отметить, что у политехников эта статистика неутешительная, особенно на ГНФ и ХТФ.

Было принято решение обратиться к администрации города с просьбой сделать вокруг вузовских корпусов и общежитий санитарную зону на предмет горячительных напитков, а также пива. Политехникам в этом случае придется начать со столовой главного корпуса.

По итогам работы конференции приняты: резолюция конференции и решение \"круглого стола\" по теме «Правопорядок в студенческой среде».

Напоследок хотелось бы отметить огромный труд организаторов конференции, которые умудрились не только собрать всех заинтересованных проблемой воспитания в высшей школе, но и выпустили сборник тезисов. Это сотрудники отдела внеучебной работы и руководители секций: О.А.Никифорова, В.К.Кулешов, В.Н.Скворцова, Л.И.Иванкина, Э.Н.Беломестнова и Л.И.Власова.

Материал подготовлен общественной редакцией отдела PR ТПУ.