Томская делегация политехников (ректор ТПУ Ю.П.Похолков, начальник учебного
управления В.Н.Чудинов, директор Западно-Сибирского центра социальных и информационных
технологий Б.Л.Агранович и руководитель отдела по работе с международными программами
и фондами О.А.Мазурина) в феврале участвовали в работе международной конференции
по инженерному образованию UNESCO (Банкок, Тайланд.
Конференция является ежегодной и организована Международным центром по инженерному
образованию UNESCO (UICEE). ТПУ - член-партнер UICEE, имеет хорошие контакты
с другими членами-партнерами и участниками UICEE (Их всего 7: Monash University,
Melborn Australia; Caledonia Univ.Glasgo, Scotland, UK; Tecnical Univ. of Denmark,
Lyngby, Denmark; Anna University, Chennai, Modras India; Chalmera University
of Technology, Goteborg, Sweden; Ryerson Politechnic University, Toronto, Canada).
Кроме этого, членами центра (UICEE) является 30 университетов из 17 стран мира
(США, Германия, Тайланд, Турция, Новая Зеландия и т.д.). Представители университетов
подробно рассмотрели на конференции проблемы инженерного образования, в частности:
социальные и философские аспекты в технике; инновации и лучший опыт в инженерном
образовании; эффективные методы в инженерном образовании; новые технологии,
используемые при подготовке инженеров и технологов; организация работы в технических
институтах; инженерное и технологическое образование в различных странах; технические
проблемы в инженерном образовании; разработка новых программ; продолженное инженерное
образование, дистанционное образование, интерактивные открытые программы в инженерном
образовании; обеспечение (гарантии) качества в инженерном образовании.
От имени нашего вуза на конференции было сделано 6 докладов (всего из России
– 9). Доклады привлекли внимание, получили высокую оценку и опубликованы в трудах
Международной конференции UICEE.
Состояние инженерного образования во всех странах находится на разном уровне,
однако, судя по докладам и выступлениям в дискуссиях, основные успехи , в том
числе в развивающихся странах, достигнуты благодаря кооперации, совместной работе
профессоров различных вузов. Заметные успехи, привлекательный опыт имеются в
использовании информационных технологий, разработке новых программ, моделировании,
совершенствовании технологий и методик, касающихся дистанционного образования.
Обозначена проблема в области обеспечения качества инженерного образования.
Прозвучали интересные доклады, посвященные подготовке инженеров для атомной
промышленности; планированию энергоснабжения в сельской местности в Тайланде;
анализу обучения студентов по схеме дистанционного образования в различных режимах
(США), программе конструирования учебных инженерных курсов (США) и другие.
Кроме этого, в январе 2001 года дирекцией UICEE было принято решение создать
на базе ТПУ (первый в России) центр-спутник UICEE (пятый в мире), обеспечивающий
работу UICEE в Центральной Азии (Азиатская часть России, Казахстан, Узбекистан,
Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и т.д.) – «Центральноазиатский центр-спутник
Международного центра по инженерному образованию ЮНЕСКО» (CACS of UICEE). Центру-спутнику
на базе ТПУ поручено развитие работ в инженерном образовании, касающихся вопросов
высоких технологий и изучения иностранных языков. Предполагается, что план работы
центра будет разработан к апрелю этого года. В 2001 году пройдут также межвузовский
семинар с участием представителей США по вопросам конструирования учебных (инженерных)
ресурсов и международный семинар по деятельности профессора Н.В.Гутовского в
ТПУ. Политехники также изучают сейчас вопрос о создании взаимных филиалов в
зарубежных вузах.