Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Юрий Похолков: «Хочется все время оставаться нужным людям»

Как уже сообщалось, Юрий Петрович Похолков, ректор политехнического университета, назван в числе лучших специалистов в области управления экономикой по итогам 1999-2000 годов и представлен на соискание национальной премии имени Петра Великого - высшей общественной награды России в сфере управления экономикой. Из фонда \"Лучшие менеджеры эпохи\" Ю.П. Похолкову была направлена анкета, на вопросы которой он подробно ответил. На наш взгляд, эти ответы представляют интерес и для политехников.

- Кого из современных российских руководителей (политиков) вы считаете лучшими в России, в своем регионе?

- У меня хорошее впечатление о Владимире Владимировиче Путине. Я был его доверенным лицом на выборах и думаю, что это тот руководитель, у которого есть будущее. Он ведет сегодня негромкую политику, делает попытки организовать дело так, чтобы было налажено производство, чтобы у людей появилась надежда на будущее, надежда на достойную жизнь. Из тех политиков, кого я хорошо знаю, с кем работаю очень давно, часто соприкасаюсь по делам - Виктор Ильич Зоркальцев, председатель комитета Госдумы России по связям с общественными организациями. Мне нравится его метод работы, может немного неторопливый, но обстоятельный. На нашем, техническом языке, он - \"системщик\", потому что в своей работе учитывает многие факторы, а не действует, как некоторые, \"с шашкой наголо\".

Из региональных руководителей Сибири я бы назвал губернаторов Кемеровской и Томской области Тулеева и Кресса. Мне импонирует политика кемеровчанина, он популярен и, думаю, его снова изберут на выборах. Популярность его у простых людей означает, что ведет работу, которую они одобряют. Кресс в политику пришел позднее Тулеева, но он быстро набирает очки, быстро учится экономике рынка. Видно, что те знания, которые он приобретает, используются для дела. Я думаю, у него есть будущее, тем более, что и президент его заметно выделяет среди других губернаторов.

- Назовите, пожалуйста, СМИ, которые на ваш взгляд наиболее полно и профессионально освещают деятельность и проблемы предприятий, а также актуальные вопросы развития экономики.

- Не могу ответить на этот вопрос подробно, так как не имею возможности часто читать газеты и смотреть телепередачи. Нерегулярно, но читаю \"Коммерсантъ\" и нахожу, что эта газета более объективно, чем другие относится к оценке ситуации в экономике, дает разные оценки и мнения. И здесь ощущается профессионализм, которого, на мой взгляд, недостаточно сейчас во многих СМИ. И к сожалению, в публикациях газет, которые мне иногда удается читать, сильно заметна ангажированность журналистов, лоббирование тех или иных структур. Этим страдают и региональные СМИ. В Томске это, например, наглядно проявилось во время конфликта вокруг ТНХК. Читая ту или иную статью, сразу можно было понять, чьи \"уши\" из нее торчат. И еще печально, что многие газеты, желая привлечь читателей, печатают много чернухи, смакуют жестокие убийства, вообще жестокость в СМИ отодвинула человечность далеко на задний план. Что касается журналов, то я читаю в основном профессиональные - \"Высшее образование\" и \"Бюллетень высшего образования. Но вот отметил бы журнал \"Экономика и жизнь\", по-моему, его делают профессионалы и они достаточно свободны в своих суждениях.

- Наиболее актуальные, на ваш взгляд, проблемы развития производства (передовых технологий, науки, образования) в современных социально-экономических условиях.

- Самая главная проблема во всех этих областях - стимулирование. Точнее - поиск и реализация стимулов. Если нет стимулов, ничего не будет. Можно сказать - в стране или где-то в отдельной отрасли нет денег. Да нет, денег хватает, Россия - не бедная страна. Вопрос, повторяю, в стимулировании. На примере Томского политехнического университета это особенно наглядно видно. Можно сказать, что у нас особый статус, но такой же статус есть и у других вузов, но они не развиваются как ТПУ. Ответ один - у нас в вузе есть стимулы. Когда мы сформировали свой бюджет, программу развития, усовершенствовали контрактную систему, тогда сотрудники университета стали привлекать средства со стороны и вкладывать их в развитие университета, тогда он и стал развиваться. Вот несколько цифр. Отремонтировано в 1996 году 9 учебных аудиторий, в том числе в двух - евроремонт. В следующие годы соотношение такое: 1997 - 30 (19), 1998 - 48 (36), 1999 - 78 (70), 2000 - 86 (76). Общая сумма за эти годы 251 (203). А вот цифры привлеченных средств с 1995 года. В тот год было привлечено внебюджетных средств - реализация услуг, хоздоговора, спонсоры, аренда и т.д. - 21,76 миллиона рублей, а в 2000 году - 230,5 миллионов (исчисление соответственно). В 11 раз выросла сумма, вдумайтесь. Отчего? Только благодаря мерам, стимулирующим сотрудников, менеджеров. Ведь люди получают вознаграждение не только за то, что привлекают средства, но и за то, что организуют реализацию этих средств в развитие университета. Стимулы - главное в успехах промышленности, науки, образования, я убежден.

- Сформулируйте, пожалуйста, ваши предложения по развитию отечественного производства.

- Я бы в данном случае чуть развил предыдущую тему. В том смысле, что стимулы должны быть направлены на конкретного человека. На менеджеров. Когда мне говорят: \"У вас большой разброс в заработной плате сотрудников\", я отвечаю: \"Да, он и будет таким. Мы предпочитаем выплачивать хорошую зарплату менеджерам и за счет их активной работы повышать заработную плату всем остальным в университете\".

Я думаю, что отечественное производство сегодня следует развивать в отношении использования новых технологических разработок, на которые нужно смотреть через призму трех экономических показателей: привлекаемые средства, инвестиции, за счет реализации этих разработок, увеличения налогооблагаемой базы и увеличения количества рабочих мест. Сегодня мы в ТПУ уже начали такую работу. Организовали структуру, которая ищет (и находит!) в Томске разработки, отвечающие тем трем критериям, что я называл. Когда мы говорим, что у нас в Томске есть научно-образовательный потенциал, то нам и надо его использовать. Чтобы и рабочих мест прибавлялось в Томске, и налогооблагаемая база увеличивалась. То есть чтобы не только наш университет получал прибыль, но и жизнь других томичей как-то улучшалась. Кстати, одно из направлений в работе Ассоциации инженерного образования России, которую я возглавляю, - стимулирование такого рода технологических разработок, дающих экономический эффект не только исполнителю, но и другим структурам городов, регионов.

- Ваши принципы управления.

- Мы опять возвращаемся к тому, о чем говорили. Я стараюсь сделать все, чтобы подвигнуть людей к выполнению тех задач, которые им поручены. Кстати, стимулы это не только \"пряник\", но и \"кнут\" - жесткий спрос. У нас в университете есть система управления, предполагающая коллективный разум и личную ответственность. У нас есть малый ректорат (ректор, проректоры, директора НИИ, главный бухгалтер, начальник планово-экономического управления) и большой ректорат (те же, кто и в малом плюс деканы факультетов, руководители разных отделов). Есть ученый совет университета, есть конференция. Кроме того, ежегодно я встречаюсь с коллективами факультетов, НИИ, научных и хозяйственных подразделений, отчитываюсь о работе ректората. Мне в данном случае даже не столь важно отчитаться, сколько важно услышать вопросы, критические замечания, реплики, чтобы понять и почувствовать, как люди относятся к той генеральной линии развития вуза, к тактике наших действий. Все вопросы записываются, проректоры, начальники управлений, отделов дают на них ответы, которые затем публикуются в нашей университетской газете.

- Расскажите о своих заместителях.

- Последние пять-семь лет я работал практически с одной командой и ее считали неплохой и в Томске, и в министерстве. Наши достижения последних лет - заслуга этой команды. Но большинству из этих людей уже за шестьдесят. Часть из них сами решили перейти на другую работу (в частности, в нефтегазовый комплекс), остальным я предложил освободить должности проректоров (они тоже неплохо трудоустроены) с тем, чтобы принять более молодых. Ведь по правилам, которые приняты в России, после шестидесяти пяти лет я могу оставаться на посту ректора только по особому решению министра. И если мне придется уйти, то я должен быть уверен, что новая команда, которую я набираю, воспримет традиции и методы работы прежней команды. Оставшиеся мне два-три года ректорства я и хочу использовать для того, чтобы организовать следование этим традициям новой командой.

- Ваши принципы работы с отечественными и зарубежными партнерами.

- Основным принципом является интерес Томского политехнического университета.

- На ваш взгляд, - какими деловыми и личными качествами должен обладать современный руководитель?

- Стандартный вопрос предполагает банальный ответ. Современный руководитель должен уметь работать с людьми, не должен быть конфликтным, безусловно, ему надо знать иностранный язык, принципы экономического построения структуры, в которой он трудится, уметь ориентироваться в пространстве - политической и общественной жизни. Современный руководитель должен иметь хорошую реакцию на все новое - на \"внешние возмущения\", уметь преломить оперативную информацию, наметить правильный курс. Тогда \"корабль\", который он ведет, пойдет дальше в том направлении, где у руководителя заранее выстроены \"маяки\". Как говорят, для корабля, который не знает своего курса, нет попутного ветра.

- Какую из государственных или общественных наград вы особо цените?

- У меня есть медаль и три ордена, если говорить о государственных наградах. Но мне очень дорог знак \"За освоение целины\", полученный в 1958 году. И я очень дорожу Орденом Святого князя Даниила Московского, который получил от главы православной церкви.

- Средняя продолжительность вашего рабочего дня? Как вы проводите свободное время, выходные дни, отпуск?

- В среднем десять часов. Как правило, утром еще до работы я час или полтора просматриваю бумаги. Считается это работой? Ухожу с работы часов в восемь - десять вечера. Конечно, днем ухожу на обед. В выходные дни мне нравится вместе с семьей выехать за город, в лес, просто посмотреть на природу, иногда разжечь костер. Из увлечений главные - рыбалка, охота. Люблю путешествовать, а в отпуск, как правило, еду или лечу в тайгу, охочусь с собакой на пушного зверя.

- Какие цели и задачи вы ставите перед собой лично?

- Обеспечить решение тех задач, которые мы коллективно сформулировали в университете, а также в Ассоциации инженерного образования России. (В первом случае интеграция в международное образовательное пространство). Это одна сторона вопроса, а другая, более общая, характерная, думаю, для каждого человека - хотелось бы все время оставаться нужным окружающим, близким людям, с которыми живешь и работаешь. Значит, надо оценивать, что ты можешь делать для людей и попытаться это делать.

Соломон ВЫГОН