Как уже сообщалось, Юрий Петрович Похолков, ректор политехнического университета,
назван в числе лучших специалистов в области управления экономикой по итогам
1999-2000 годов и представлен на соискание национальной премии имени Петра Великого
- высшей общественной награды России в сфере управления экономикой. Из фонда
\"Лучшие менеджеры эпохи\" Ю.П. Похолкову была направлена анкета, на вопросы которой
он подробно ответил. На наш взгляд, эти ответы представляют интерес и для политехников.
- Кого из современных российских руководителей (политиков) вы считаете лучшими
в России, в своем регионе?
- У меня хорошее впечатление о Владимире Владимировиче Путине. Я был его доверенным
лицом на выборах и думаю, что это тот руководитель, у которого есть будущее.
Он ведет сегодня негромкую политику, делает попытки организовать дело так, чтобы
было налажено производство, чтобы у людей появилась надежда на будущее, надежда
на достойную жизнь. Из тех политиков, кого я хорошо знаю, с кем работаю очень
давно, часто соприкасаюсь по делам - Виктор Ильич Зоркальцев, председатель комитета
Госдумы России по связям с общественными организациями. Мне нравится его метод
работы, может немного неторопливый, но обстоятельный. На нашем, техническом
языке, он - \"системщик\", потому что в своей работе учитывает многие факторы,
а не действует, как некоторые, \"с шашкой наголо\".
Из региональных руководителей Сибири я бы назвал губернаторов Кемеровской и
Томской области Тулеева и Кресса. Мне импонирует политика кемеровчанина, он
популярен и, думаю, его снова изберут на выборах. Популярность его у простых
людей означает, что ведет работу, которую они одобряют. Кресс в политику пришел
позднее Тулеева, но он быстро набирает очки, быстро учится экономике рынка.
Видно, что те знания, которые он приобретает, используются для дела. Я думаю,
у него есть будущее, тем более, что и президент его заметно выделяет среди других
губернаторов.
- Назовите, пожалуйста, СМИ, которые на ваш взгляд наиболее полно и профессионально
освещают деятельность и проблемы предприятий, а также актуальные вопросы развития
экономики.
- Не могу ответить на этот вопрос подробно, так как не имею возможности часто
читать газеты и смотреть телепередачи. Нерегулярно, но читаю \"Коммерсантъ\" и
нахожу, что эта газета более объективно, чем другие относится к оценке ситуации
в экономике, дает разные оценки и мнения. И здесь ощущается профессионализм,
которого, на мой взгляд, недостаточно сейчас во многих СМИ. И к сожалению, в
публикациях газет, которые мне иногда удается читать, сильно заметна ангажированность
журналистов, лоббирование тех или иных структур. Этим страдают и региональные
СМИ. В Томске это, например, наглядно проявилось во время конфликта вокруг ТНХК.
Читая ту или иную статью, сразу можно было понять, чьи \"уши\" из нее торчат.
И еще печально, что многие газеты, желая привлечь читателей, печатают много
чернухи, смакуют жестокие убийства, вообще жестокость в СМИ отодвинула человечность
далеко на задний план. Что касается журналов, то я читаю в основном профессиональные
- \"Высшее образование\" и \"Бюллетень высшего образования. Но вот отметил бы журнал
\"Экономика и жизнь\", по-моему, его делают профессионалы и они достаточно свободны
в своих суждениях.
- Наиболее актуальные, на ваш взгляд, проблемы развития производства (передовых
технологий, науки, образования) в современных социально-экономических условиях.
- Самая главная проблема во всех этих областях - стимулирование. Точнее - поиск
и реализация стимулов. Если нет стимулов, ничего не будет. Можно сказать - в
стране или где-то в отдельной отрасли нет денег. Да нет, денег хватает, Россия
- не бедная страна. Вопрос, повторяю, в стимулировании. На примере Томского
политехнического университета это особенно наглядно видно. Можно сказать, что
у нас особый статус, но такой же статус есть и у других вузов, но они не развиваются
как ТПУ. Ответ один - у нас в вузе есть стимулы. Когда мы сформировали свой
бюджет, программу развития, усовершенствовали контрактную систему, тогда сотрудники
университета стали привлекать средства со стороны и вкладывать их в развитие
университета, тогда он и стал развиваться. Вот несколько цифр. Отремонтировано
в 1996 году 9 учебных аудиторий, в том числе в двух - евроремонт. В следующие
годы соотношение такое: 1997 - 30 (19), 1998 - 48 (36), 1999 - 78 (70), 2000
- 86 (76). Общая сумма за эти годы 251 (203). А вот цифры привлеченных средств
с 1995 года. В тот год было привлечено внебюджетных средств - реализация услуг,
хоздоговора, спонсоры, аренда и т.д. - 21,76 миллиона рублей, а в 2000 году
- 230,5 миллионов (исчисление соответственно). В 11 раз выросла сумма, вдумайтесь.
Отчего? Только благодаря мерам, стимулирующим сотрудников, менеджеров. Ведь
люди получают вознаграждение не только за то, что привлекают средства, но и
за то, что организуют реализацию этих средств в развитие университета. Стимулы
- главное в успехах промышленности, науки, образования, я убежден.
- Сформулируйте, пожалуйста, ваши предложения по развитию отечественного
производства.
- Я бы в данном случае чуть развил предыдущую тему. В том смысле, что стимулы
должны быть направлены на конкретного человека. На менеджеров. Когда мне говорят:
\"У вас большой разброс в заработной плате сотрудников\", я отвечаю: \"Да, он и
будет таким. Мы предпочитаем выплачивать хорошую зарплату менеджерам и за счет
их активной работы повышать заработную плату всем остальным в университете\".
Я думаю, что отечественное производство сегодня следует развивать в отношении
использования новых технологических разработок, на которые нужно смотреть через
призму трех экономических показателей: привлекаемые средства, инвестиции, за
счет реализации этих разработок, увеличения налогооблагаемой базы и увеличения
количества рабочих мест. Сегодня мы в ТПУ уже начали такую работу. Организовали
структуру, которая ищет (и находит!) в Томске разработки, отвечающие тем трем
критериям, что я называл. Когда мы говорим, что у нас в Томске есть научно-образовательный
потенциал, то нам и надо его использовать. Чтобы и рабочих мест прибавлялось
в Томске, и налогооблагаемая база увеличивалась. То есть чтобы не только наш
университет получал прибыль, но и жизнь других томичей как-то улучшалась. Кстати,
одно из направлений в работе Ассоциации инженерного образования России, которую
я возглавляю, - стимулирование такого рода технологических разработок, дающих
экономический эффект не только исполнителю, но и другим структурам городов,
регионов.
- Ваши принципы управления.
- Мы опять возвращаемся к тому, о чем говорили. Я стараюсь сделать все, чтобы
подвигнуть людей к выполнению тех задач, которые им поручены. Кстати, стимулы
это не только \"пряник\", но и \"кнут\" - жесткий спрос. У нас в университете есть
система управления, предполагающая коллективный разум и личную ответственность.
У нас есть малый ректорат (ректор, проректоры, директора НИИ, главный бухгалтер,
начальник планово-экономического управления) и большой ректорат (те же, кто
и в малом плюс деканы факультетов, руководители разных отделов). Есть ученый
совет университета, есть конференция. Кроме того, ежегодно я встречаюсь с коллективами
факультетов, НИИ, научных и хозяйственных подразделений, отчитываюсь о работе
ректората. Мне в данном случае даже не столь важно отчитаться, сколько важно
услышать вопросы, критические замечания, реплики, чтобы понять и почувствовать,
как люди относятся к той генеральной линии развития вуза, к тактике наших действий.
Все вопросы записываются, проректоры, начальники управлений, отделов дают на
них ответы, которые затем публикуются в нашей университетской газете.
- Расскажите о своих заместителях.
- Последние пять-семь лет я работал практически с одной командой и ее считали
неплохой и в Томске, и в министерстве. Наши достижения последних лет - заслуга
этой команды. Но большинству из этих людей уже за шестьдесят. Часть из них сами
решили перейти на другую работу (в частности, в нефтегазовый комплекс), остальным
я предложил освободить должности проректоров (они тоже неплохо трудоустроены)
с тем, чтобы принять более молодых. Ведь по правилам, которые приняты в России,
после шестидесяти пяти лет я могу оставаться на посту ректора только по особому
решению министра. И если мне придется уйти, то я должен быть уверен, что новая
команда, которую я набираю, воспримет традиции и методы работы прежней команды.
Оставшиеся мне два-три года ректорства я и хочу использовать для того, чтобы
организовать следование этим традициям новой командой.
- Ваши принципы работы с отечественными и зарубежными партнерами.
- Основным принципом является интерес Томского политехнического университета.
- На ваш взгляд, - какими деловыми и личными качествами должен обладать современный
руководитель?
- Стандартный вопрос предполагает банальный ответ. Современный руководитель
должен уметь работать с людьми, не должен быть конфликтным, безусловно, ему
надо знать иностранный язык, принципы экономического построения структуры, в
которой он трудится, уметь ориентироваться в пространстве - политической и общественной
жизни. Современный руководитель должен иметь хорошую реакцию на все новое -
на \"внешние возмущения\", уметь преломить оперативную информацию, наметить правильный
курс. Тогда \"корабль\", который он ведет, пойдет дальше в том направлении, где
у руководителя заранее выстроены \"маяки\". Как говорят, для корабля, который
не знает своего курса, нет попутного ветра.
- Какую из государственных или общественных наград вы особо цените?
- У меня есть медаль и три ордена, если говорить о государственных наградах.
Но мне очень дорог знак \"За освоение целины\", полученный в 1958 году. И я очень
дорожу Орденом Святого князя Даниила Московского, который получил от главы православной
церкви.
- Средняя продолжительность вашего рабочего дня? Как вы проводите свободное
время, выходные дни, отпуск?
- В среднем десять часов. Как правило, утром еще до работы я час или полтора
просматриваю бумаги. Считается это работой? Ухожу с работы часов в восемь -
десять вечера. Конечно, днем ухожу на обед. В выходные дни мне нравится вместе
с семьей выехать за город, в лес, просто посмотреть на природу, иногда разжечь
костер. Из увлечений главные - рыбалка, охота. Люблю путешествовать, а в отпуск,
как правило, еду или лечу в тайгу, охочусь с собакой на пушного зверя.
- Какие цели и задачи вы ставите перед собой лично?
- Обеспечить решение тех задач, которые мы коллективно сформулировали в университете,
а также в Ассоциации инженерного образования России. (В первом случае интеграция
в международное образовательное пространство). Это одна сторона вопроса, а другая,
более общая, характерная, думаю, для каждого человека - хотелось бы все время
оставаться нужным окружающим, близким людям, с которыми живешь и работаешь.
Значит, надо оценивать, что ты можешь делать для людей и попытаться это делать.
Соломон ВЫГОН