Нелегок труд студента. Основными видами его учебной деятельности являются самостоятельная работа с книгами и конспектами, слушание и запись лекций, подготовка к семинарским и лабораторным занятиям, поиски литературы, работа с каталогами в библиотеках, консультации, подготовка и сдача экзаменов, написание контрольных и курсовых работ. И все эти работы невозможны без использования большого объема литературы.
Но не всякий студент, особенно первокурсник, знаком с рациональными методами и приемами организации учебного труда, и даже есть такие студенты, которые считают, что правильная организация своего труда- дело третьестепенное, что можно добиться серьезных успехов и не зная рациональных приемов работы. Это в корне неверно, ибо хорошая организация умственного труда позволит при наименьших затратах времени достичь наилучших результатов.
Вопросам организации учебного труда и посвящена книжная выставка «Учись учиться», которая оформлена в справочно-библиографическом отделе НТБ.
В книгах, представленных на выставке, даются советы, как слушать, записывать лекцию, каким должно быть внешнее оформление конспекта, как увеличить скорость записи и при этом получить конспект, удобный для чтения и способствующий запоминанию материала, как написать хороший реферат. А также в книгах уделено внимание рациональному режиму труда, совершенствованию памяти и внимания, технике быстрого чтения, организации рабочего места, режиму отдыха и питания.
Вот некоторые из этих книг:
Как сохранить и улучшить память: Сб. практич. рекомендаций. - М., 1995.- 309 с.
В настоящем сборнике даны конкретные советы отечественных и зарубежных авторов о том, как тренировать память, запоминать тексты, числа, изучать иностранные языки. Сборник содержит также рекомендации, посвященные влиянию на память движения, питания, лекарственных препаратов, вредных привычек.
Чуриков В. А. Скорочтение: Пособие для самостоятельного обучения. - Томск, 1997.- 65 с.
Практическое руководство для увеличения скорости чтения с упражнениями по развитию памяти, внимания и скорости мышления.
Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование. - М.. 1988. - 31 с.
Автор утверждает, что технике скоростного конспектирования научиться гораздо легче, чем скоростному письму (стенографии) или быстрому чтению. Попробуйте, и вы убедитесь в этом сами.
Подзорова Т.С. Научная организация умственного труда студентов. - Л., 1972.- 43 с.
Этому пособию уже четверть века, а рекомендации по методике составлении выписок, планов, тезисов, овладению наиболее рациональной системой записи – карточной системой, не устарели и сейчас. Пособие рассчитано на студентов вузов.
В начале творческого пути. Советы студентам технических вузов. - М.. 1986.- 150с.
В этой книге студентам полезно познакомиться с разделом «Правильная организация труда и отдыха», поскольку кажущийся по сравнению со средней школой «свободный режим» в вузе очень обманчив. И уже с первых дней учебы в вузе нужно правильно распределить время, чтобы в конце семестра «не брать штурмом» невыполненные домашние задания и типовые расчеты.
Итак, при соблюдении советов, данных в книгах, представленных на выставке, вы успеете все сделать, хорошо отдохнуть, получить удовлетворение от умственной работы, расширить свой кругозор.
Эта выставка рассчитана, конечно же, не на тех студентов, которые придерживаются принципа - делать что- либо с минимальными усилиями. Думаю, что здесь уместно привести поговорку «Можно силой подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить».
Выставка работает ежедневно, кроме воскресенья, с 9 до 19 час, в субботу с 11 до 18 час., к. 210. Тел. 41- 54 - 68 Ждем вас!
Н. КУБРАКОВА, зав. справочно-библиографическим отделом.