Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как поступали в ТПУ в прошлом веке

История абитуриентской кампании

20 июня в ТПУ стартовала абитуриентская кампания. Первые претенденты на поступление в вуз уже принесли в приемную комиссию свои документы. За последние несколько лет правила поступления в университет претерпели серьезные изменения. А какими они были 100 лет назад? Мы изучили страницы истории ТПУ, чтобы узнать, как происходило зачисление будущих студентов вуза в прошлом веке.

Рекомендация губернатора для поступления

Согласно «Положению о Томском технологическом институте» 1900 года в число студентов вуза «прежде всего зачисляются лица, кончившие курс в высших учебных заведениях Азиатской России, имеющие аттестаты или свидетельства средних учебных заведений, а равно и лица, окончившие курс в средних учебных заведениях Азиатской России, если те и другие имеют в аттестате или свидетельстве по математике, физике и русскому языку не менее 4-х баллов в среднем». Между остальными кандидатами открывается состязательный экзамен из математики, физики и русского языка в пределах гимназического курса». Льготы, установленные для уроженцев Азиатской части России, распространялись и на жителей Кавказа. Кроме того, от поступающих, особенно «не благородного происхождения», могли потребовать свидетельство о политической благонадежности. Его выдавал абитуриенту губернатор губернии, где проживал будущий студент. Обучение в вузе было платным, стоимостью в 50 рублей за год, что было в два раза ниже, чем в других технических вузах России. Это было важно для студентов из малоимущих семей, таких студентов называли «недостаточными». Для таких студентов с отличными успехами и поведением были учреждены 50 казенных стипендий по 300 руб. Кроме того, с разрешения Попечителя учебного округа 50 человек могли освободить от платы за обучение. Были стипендии от ведомств, частных лиц, компаний и т. д.

«Слабому полу» двери вуза были закрыты

Интересный факт, согласно правилам высших учебных заведений России, девушки не допускались в вузы, но, благодаря ходатайству профессоров Томского технологического института, некоторые из них были вольнослушательницами. Однако уже в 1908 году Министерство народного образования издало распоряжение не допускать женщин в университеты даже в качестве таких.

В годы революции 1917 года льготы для поступления в ТТИ были сохранены для уроженцев Азиатской части России, для остальных абитуриентов зачисление на вакантные места проводилось по результатам конкурсных экзаменов — математике, русскому языку и профильной дисциплине. Кроме того, профессор Я.И. Михайленко предложил зачислять в вуз девушек, окончивших 8 и 9 классов гимназии, на равных условиях с юношами, а для тех, кто окончил 7 классов женских гимназий и другие средние учебные заведения, ввести проверочные экзамены по предметам, устанавливаемым комитетом по студенческим делам. И с этого времени двери вуза для «слабого пола» были открыты.

Классовый подход

В 1920-е гг. для приема в институт ставилось несколько условий: возраст не менее 17 лет, физическое здоровье, испытание в объеме программы и прохождение классового отбора. Предпочтение отдавалось рабочим, крестьянам, служащим с годовым стажем, выпускникам рабочих факультетов. Отменялась плата за обучение. По воспоминаниям К.И. Сатпаева, студента горного факультета ТТИ, будущего ученого-геолога и академика АН СССР, «его весьма поразили новые обстоятельства поступления в институт. Он хорошо знал, что в институт принимают на основе конкурсных экзаменов и усиленно готовился к ним. Но то, что он увидел воочию, весьма удивило его.

Экзамены сдавали абитуриенты одной из групп, желавших поступать в вуз. Другие только проходили собеседования. Это были в основном юноши направленные на учебу партийными и комсомольскими организациями, получившими путевку в вуз за отличие в боях или труде».

Ситуация несколько изменилась в 1930-е гг., когда был осуществлен переход от классового комплектования высшей школы к свободному приему. В Постановлении СНК и ЦК ВКП(б) от 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» подчеркивалось: «Правом на поступление в высшее учебное заведение и на бесплатное обучение в них пользуются все граждане Советского Союза обоего пола в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы…». В связи с этим в вуз в основном поступали выпускники школ, что привело к сокращению числа поступавших из рабочих и крестьян. Кроме того, в институте устраивались вечера встречи школьников со студентами-отличниками и преподавателями, проводились дни открытых дверей, организовывались мото- и велопробеги по районам области с целью привлечения абитуриентов в институт.

Так, по воспоминаниям абитуриента В.М. Лебедева, в будущем инженера-теплотехника, профессора, действительного члена Петровской Академии наук и искусств, он «будучи абитуриентом уже участвовал в концертах художественной самодеятельности, читал стихи».

В годы Великой Отечественной войны численность абитуриентов по сравнению с довоенным периодом сократилась в 2–3 раза. Основными причинами были материальные и бытовые трудности, а также слабая школьная подготовка. В составе студентов увеличилась численность девушек, она составляла 46 % от общего числа. Также состав студентов пополнялся за счет демобилизованных из армии фронтовиков. А в первый послевоенный год согласно постановлению Комитета по делам высшей школы бывшие военнослужащие, демобилизованные из армии, при успешной сдаче приемных экзаменов, зачислялись вне конкурса. Этим правом воспользовались десятки участников войны, пополнив состав студентов института.

Выбор за абитуриентом

Начиная с 1950-х гг. состав студентов формировался не только за счет уроженцев Сибири, но и других регионов страны. Тем самым преодолевались трудности набора студентов. В период зачисления приемные комиссии института ежегодно работали более чем в 30 городах страны. Численность студентов увеличивалась и за счет вечерних и заочных факультетов института, т. к. обучение в вузе проходило в условиях плановой государственной экономики, нацеленной на нужды промышленности, и осуществлялось без отрыва от производства. В 1950–1980-е гг. количество абитуриентов увеличивается за счет увеличения факультетов и специальностей. Для зачисления в вуз необходимо было иметь аттестат о среднем либо диплом о среднем профессиональном образовании и сдать 3–4 вступительных экзамена, среди которых математика, русский язык, физика или химия.

В 1990-е гг. в ТПУ появляется многоуровневая система высшего профессионального образования. Это было связано с нестабильной экономикой и социальной политикой государства. Будущий студент выбирал любой из вариантов профессионального образования: получение диплома о неполном высшем образовании (2 года обучения), диплом бакалавра (4 года), диплом дипломированного инженера (5,5–6 лет) или магистра (6 лет). Условия для поступления в вуз оставались теми же, что и в 1980-е гг. — наличие аттестата, диплома о среднем профессиональном образовании, сдача вступительных экзаменов. Первый набор для подготовки бакалавров провел факультет автоматики и вычислительной техники (АВТФ). В 1991 г. выбор пал на специальности: прикладная математика, автоматизация и управление, информатика и вычислительная техника. В 1993 г. на второй набор подготовки был осуществлен набор по 14 направлениям: энергетике, геологии и разведке полезных ископаемых, электронике и микроэлектронике и др.

С 2002 г. Томский политехнический университет начал принимать первых абитуриентов с результатами единого государственного экзамена (ЕГЭ), а с 2009 г. ЕГЭ стал одним из основных условий зачисления студентов в вуз. Итак, на протяжении более чем 100 лет условия поступления, зачисления и обучения в Томском политехническом университете менялись в зависимости от экономических, политических и социальных изменений в государстве. Но несмотря на это, высокие баллы, качество подготовки и нравственное воспитание студентов позволяют входить вузу в десятку лучших университетов страны.

Светлана Григорьева