Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Загадки Арктики

Студент ТПУ стал участником научной экспедиции по изучению Сибирского арктического шельфа

Алексей Рубан, выпускник кафедры геологии и разведки полезных ископаемых Томского политехнического университета, стал одним из участников двухнедельной научной экспедиции в Арктику. Ученые исследовали Сибирский арктический шельф как источник парниковых газов, главной их задачей было определить количество выбросов метана из-под многолетней мерзлоты.

И практика, и приключение

Всего в экспедиции участвовало около 20 человек из Владивостока, Якутска, Москвы и Томска. Организатором выступил Тихоокеанский океанологический институт Дальневосточного отделения РАН. Среди участников экспедиции был единственный томич — политехник Алексей Рубан. Алексей — выпускник кафедры геологии разведки полезных ископаемых Института природных ресурсов, в этом году получил диплом ТПУ. Экспедиция в Арктику стала для него не просто практикой, но и главным приключением года.

— Я принимал участие в бурении, — рассказывает Алексей. — Целью было подсечь границу многолетних мерзлых пород и взять пробы керна, чтобы исследовать их на содержание метана. Из-за дестабилизации газогидратов метан выходит на поверхность, а именно этот процесс может быть причиной потепления, а потепление, в свою очередь, — причиной деградации мерзлоты. Подобные исследования проводились еще в 1983 году, есть схема расположения (как было тогда) многолетней мерзлоты, а мы должны были исследовать современную ситуацию.

Весь путь в Арктику члены экспедиции проделали на самолете: встретились в Якутске и вместе выехали в Тикси — самый северный населенный пункт Якутии. Там ученые пересели на санно-тракторный поезд, который отвез их на 30 км на север по замерзшему морю Лаптевых.

— Такие экспедиции в Арктике проводятся уже более 15 лет, ученые туда выезжают раз в год, — поясняет политехник. — Я провел в Арктике две недели, как и все остальные. Мы жили в балоке — передвижном двухэтажном домике на полозьях для временного размещения людей. На первом этаже была лаборатория, на втором — спальни.

Жду новых экспедиций

Для Алексея эта экспедиция стала третьей по счету, ранее он проходил геологические практики в Магадане и на Алтае. Нынешняя поездка в Арктику для студента стала не только интересным приключением, но и серьезным вкладом в его дипломную работу.

— Я писал диплом по Арктике, так что в какой-то степени это можно назвать преддипломной практикой, — говорит студент. — Тема моего диплома: «Особенности современного криолита и морфогенеза в береговой зоне острова Муостах». Недалеко от берега Тикси есть остров Муостах — он в настоящее время интенсивно разрушается, берега отходят по 18–20 метров в год. Вообще в этом регионе в начале 19 века было много островов, протяженность которых составляла более 10 км, сейчас их нет — они разрушились. Этот процесс и стал темой моего исследования. Муостах — последний из примеров разрушения островов. Я изучал сам процесс разрушения вечной мерзлоты.

Так или иначе, исследования всех ученых — участников экспедиции были связаны с изучением выбросов метана, парникового газа, который выходит из-под вечной мерзлоты в большом количестве и влияет на климатические процессы. Как говорит студент, глобальная задача — в будущем добывать этот газ.

В планах у Алексея — аспирантура, обучение в которой он собирается совмещать с работой в новой лаборатории, которая будет создана в ТПУ совместно с Дальневосточным отделением РАН. Также студент планирует принять участие в арктической экспедиции в следующем году.

— Ведь Арктика — это незабываемо, — признается молодой ученый. – Удивительное место, бескрайние просторы. Я помню, как в самом начале, перед поездкой, было немного страшно, пугала неизвестность. Ведь мы так мало знаем об Арктике. На самом деле все было очень увлекательно, мне повезло с другими участниками экспедиции — интересные люди, приятная рабочая обстановка. Было не так холодно, как думал, всего минус 25, а потом потеплело до минус 10. Вот такая арктическая весна. Но самым запоминающимся было, конечно, северное сияние. Мне сказали, когда оно будет, и я стал караулить. Боялся проспать, ведь оно бывает только ночью, выходил постоянно проверять и не пропустил. Это удивительно, словно цветное облако, повисшее в небе, переливающееся. Я один из немногих людей в мире, кто видел это завораживающее зрелище. Очень жду, когда получится побывать в новой арктической экспедиции.

Екатерина Кондрашова