Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Чему можно научиться у австрийских ученых?

Аспирант ТПУ вернулся с трехмесячной стажировки в Венском университете

Дмитрий Русаков, аспирант кафедры физической и аналитической химии, инженер кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов, в рамках стипендиальной программы «ПЛЮС» три месяца провел в одном из крупнейших вузов Австрии — Венском техническом университете.

Дмитрий работал в лаборатории известного ученого Вольфганга Линерта, профессора отделения технической химии Института прикладной синтетической химии. Профессор Линерт занимается исследованиями в области координационной и бионеорганической химии. Он искал для своего проекта специалиста по аналитической химии, в частности в области вольтамперометрии. И профессор кафедры ФАХ Елена Короткова, известный ученый в этой области, рекомендовала венскому коллеге своего аспиранта.

— Я очень рад, что мне представилась возможность побывать в одном из передовых университетов мира, — рассказывает Дмитрий Русаков. — Было, несомненно, полезно познакомиться с опытом зарубежных исследований. Организация работы в лабораториях Венского университета сильно отличается от российской. Например, там гораздо эффективнее налажено межотраслевое взаимодействие. Причем я мог пользоваться любым оборудованием, которое есть в университете, и это не требовало заполнения дополнительных заявок, документов. Вообще там гораздо меньше документооборот. Это серьезно упрощает жизнь ученым, особенно молодым. Они больше увлечены своими исследованиями. Да и уровень сознательности у австрийских молодых ученых значительно выше. Им больше доверяют, при этом на некоторых серьезных приборах даже нет закрепленного оператора, все работы выполняют сами ребята.

Аспирант говорит, что сильнее всего в Австрии его впечатлила четко отлаженная система координации и использования человеческого времени и ресурсов в науке.

— Там все спроектировано и создано так, чтобы, сделав один раз, больше уже не возвращаться к этому, — говорит Дмитрий. — Например, налажена четкая система переработки лабораторных отходов, централизована система циркуляции воды для охлаждения, чтобы не приходилось сливать воду из холодильных установок.

Большое значение имеет и то, насколько активно Венский технический взаимодействует с другими университетами. В лаборатории постоянно приезжают аспиранты, научные сотрудники из других стран, чтобы помочь в исследовании или провести ряд своих опытов на том оборудовании, которое есть в вузе. Они гораздо мобильнее нас, конечно, большое значение здесь имеет расположение университета.

— Меня порадовало, что к науке в Австрии приучают с самого детства, — рассказывает аспирант. — В Вене существует программа, в рамках которой ученики в возрасте наших 7–9-х классов обязательно посещают лучшие музеи Вены. Столица Австрии славится своими музеями, там школьники могут увидеть все: от мамонта до первых поездов. Например, в Техническом музее большинство экспонатов можно трогать, а часть — даже привести в рабочее состояние, посмотреть наглядно, как тот или иной механизм работает. Именно так можно с детства увлечь школьника физикой, машиностроением или искусством, чтобы он со школы знал, кем хочет стать в будущем.

Не случайно в австрийском университете магистранты и бакалавры имеют колоссальное количество лабораторных часов — около 300 в семестр, а работы аспирантов обязательно имеют прикладное значение. К 90 % аспирантских проектов в самом начале исследований закреплены частные или государственные организации, предприятия, которые заинтересованы во внедрении этих разработок. То есть аспиранты сразу нацелены на практический результат.

Профессор Вольфганг Линерт остался очень доволен стажировкой политехника. Он признался, что готов принять еще нескольких аспирантов из ТПУ по программе «PLUS».

Мария Алисова