Шведский преподаватель прочитала в ТПУ лекцию о проектном обучении
Доцент из стокгольмского Королевского технологического института Кристина Эдстрем считает, что Томский политехнический университет сегодня является одним из самых уважаемых в международном пространстве вузом.
Об этом она рассказала сегодня. Шведский преподаватель прочитала в ТПУ лекцию о проектном обучении для 20 преподавателей из 12 регионов России, которые участвуют в программе «Применение концепции CDIO в инженерном образовании».
«ТПУ — один из моих старых друзей в России. Я в рамках инициативы CDIO получала опыт у профессоров из ТПУ в течение нескольких лет, — сказала Кристина Эдстрем. — Университет имеет давние традиции международного сотрудничества, и сегодня это — прогрессивный, инновационный в техническом образовании, в то же время очень уважаемый исследовательский университет».
При этом она отметила, что российские вузы дают более глубокие теоретические знания, в то время как в Швеции больше внимания уделяют прикладным. «Королевский???технологический институт, где я преподаю, сфокусирован на исследованиях, и наше образование неразрывно связано с исследованиями и практиками. Но при этом мы бы хотели, чтобы наши студенты имели такие же знания в математике, как ваши», — сказала Кристина Эдстрем.
Напомним, что CDIO — это международный проект-инициатива ведущих мировых вузов по модернизации инженерного образования, в котором участвует более 100 вузов мира и порядка 10 — из России. ТПУ был первым среди российских университетов, присоединившихся к этой инициативе. Вузы, участвующие в международном проекте, разрабатывают и внедряют новый подход в образование на уровне бакалавриата. Он предполагает усиление практической направленности обучения, а также введение системы проблемного и проектного обучения.
Как раз проектному обучению была посвящена сегодняшняя лекция шведского преподавателя. По словам Кристины Эдстрем, сегодня преподаватели еще скептически настроены относительно проектного обучения. Они считают, что такой подход дает лишь частичные знания, кроме того, проектное обучение отличается более высокой стоимостью.
«Мы собираемся показать вам, что студенты в рамках данного проекта могут получать больше знаний, и это не будет дороже обычного обучения», — сказала Кристина Эдстрем.
Кристина Эдстрем — один из разработчиков программы повышения квалификации преподавателей, которая направлена на реформирование инженерных образовательных программ: как посмотреть на них по-другому, чтобы программы были востребованные, конкурентоспособные, уникальные.
Королевский технологический институт в числе первых начал применять в образовании принципы «продумывай–разрабатывай–внедряй–управляй», и сейчас все обучение в университете ориентировано на практику — студентов учат не только проводить исследования, но и доводить их до производства. Кроме того, шведы вынуждены владеть английским и пользоваться им в науке.
«Швеция???очень???маленькая страна, с маленьким населением — только 9 млн человек. Мы не всегда говорим по-шведски, каждый говорит на английском, даже магистерское образование ведется на английском, — рассказывает преподаватель. — Много профессоров приезжают со всего мира, а также иностранные студенты, поэтому мы создаем факультеты для иностранцев, и мы говорим больше на английском, чем на шведском».
В России же, по ее мнению, сохраняется языковой барьер. «Я могу предположить, что в России в виду исторических причин, когда люди не могли путешествовать по миру, существует языковой барьер. Сейчас необходимо восстановить те международные связи, также иностранные студенты должны быть собраны в международные группы. Такие группы должны стать рабочей площадкой, где людям очень легко будет общаться и сотрудничать, преодолевая культурные и языковые барьеры. Это очень важно для глобального рынка».
Она также отметила, что Томский политехнический университет, первым присоединившийся к международной инициативе CDIO, как никто другой понимает, насколько важна интернационализация. В вузе есть целый Институт международного образования и языковой коммуникации, который объединяет тысячу студентов из стран дальнего зарубежья. Всего же в вузе обучается 3,5 тысячи иностранцев.