\"За кадры\", 20 марта 2001 года.
Как уже сообщалось, Юрий Петрович Похолков, ректор политехнического университета, назван в числе лучших специалистов в области управления экономикой по итогам 1999-2000 годов и представлен на соискание национальной премии имени Петра Великого - высшей общественной награды России в сфере управления экономикой. Из фонда \"Лучшие менеджеры эпохи\" Ю.П. Похолкову была направлена анкета, на вопросы которой он подробно ответил. На наш взгляд, эти ответы представляют интерес и для политехников.
- Кого из современных российских руководителей (политиков) вы считаете лучшими в России, в своем регионе?
- У меня хорошее впечатление о Владимире Владимировиче Путине. Я был его доверенным лицом на выборах и думаю, что это тот руководитель, у которого есть будущее. Он ведет сегодня негромкую политику, делает попытки организовать дело так, чтобы было налажено производство, чтобы у людей появилась надежда на будущее, надежда на достойную жизнь.
- Наиболее актуальные, на ваш взгляд, проблемы развития производства (передовых технологий, науки, образования) в современных социально-экономических условиях.
- Самая главная проблема во всех этих областях - стимулирование. Точнее - поиск и реализация стимулов. Если нет стимулов, ничего не будет. Можно сказать – в стране или где-то в отдельной отрасли нет денег. Да нет, денег хватает, Россия – не бедная страна. Вопрос, повторяю, в стимулировании. На примере Томского политехнического университета это особенно наглядно видно. Можно сказать, что у нас особый статус, но такой же статус есть и у других вузов, но они не развиваются как ТПУ. Ответ один - у нас в вузе есть стимулы. Когда мы сформировали свой бюджет, программу развития, усовершенствовали контрактную систему, тогда сотрудники университета стали привлекать средства со стороны и вкладывать их в развитие университета, тогда он и стал развиваться. Вот несколько цифр. Отремонтировано в 1996 году 9 учебных аудиторий, в том числе в двух - евроремонт. В следующие годы соотношение такое: 1997 - 30 (19), 1998 - 48 (36), 1999 - 78 (70), 2000 - 86 (76). Общая сумма за эти годы 251 (203). А вот цифры привлеченных средств с 1995 года. В тот год было привлечено внебюджетных средств - реализация услуг, хоздоговора, спонсоры, аренда и т.д. - 21,76 миллиона рублей, а в 2000 году - 230,5 миллионов (исчисление соответственно). В 11 раз выросла сумма, вдумайтесь. Отчего? Только благодаря мерам, стимулирующим сотрудников, менеджеров.
- Сформулируйте, пожалуйста, ваши предложения по развитию отечественного производства.
- Я бы в данном случае чуть развил предыдущую тему. В том смысле, что стимулы должны быть направлены на конкретного человека. На менеджеров. Когда мне говорят: \"У вас большой разброс в заработной плате сотрудников\", я отвечаю: \"Да, он и будет таким. Мы предпочитаем выплачивать хорошую зарплату менеджерам и за счет их активной работы повышать заработную плату всем остальным в университете\".
Кстати, одно из направлений в работе Ассоциации инженерного образования России, которую я возглавляю, - стимулирование такого рода технологических разработок, дающих экономический эффект не только исполнителю, но и другим структурам городов, регионов.
- Ваши принципы управления.
- Мы опять возвращаемся к тому, о чем говорили. Я стараюсь сделать все, чтобы подвигнуть людей к выполнению тех задач, которые им поручены. Кстати, стимулы это не только \"пряник\", но и \"кнут\" - жесткий спрос. У нас в университете есть система управления, предполагающая коллективный разум и личную ответственность. У нас есть малый ректорат (ректор, проректоры, директора НИИ, главный бухгалтер, начальник планово-экономического управления) и большой ректорат (те же, кто и в малом плюс деканы факультетов, руководители разных отделов). Есть Ученый совет университета, есть конференция. Кроме того, ежегодно я встречаюсь с коллективами факультетов, НИИ, научных и хозяйственных подразделений, отчитываюсь о работе ректората.
- Расскажите о своих заместителях.
- Последние пять-семь лет я работал практически с одной командой и ее считали неплохой и в Томске, и в министерстве. Наши достижения последних лет – заслуга этой команды. Но большинству из этих людей уже за шестьдесят. Часть из них сами решили перейти на другую работу (в частности, в нефтегазовый комплекс), остальным я предложил освободить должности проректоров (они тоже неплохо трудоустроены) с тем, чтобы принять более молодых. Ведь по правилам, которые приняты в России, после шестидесяти пяти лет я могу оставаться на посту ректора только по особому решению министра. И если мне придется уйти, то я должен быть уверен, что новая команда, которую я набираю, воспримет традиции и методы работы прежней команды.
- Ваши принципы работы с отечественными и зарубежными партнерами.
- Основным принципом является интерес Томского политехнического университета.
- На ваш взгляд, - какими деловыми и личными качествами должен обладать современный руководитель?
- Стандартный вопрос предполагает банальный ответ. Современный руководитель должен уметь работать с людьми, не должен быть конфликтным, безусловно, ему надо знать иностранный язык, принципы экономического построения структуры, в которой он трудится, уметь ориентироваться в пространстве - политической и общественной жизни. Современный руководитель должен иметь хорошую реакцию на все новое - на \"внешние возмущения\", уметь преломить оперативную информацию, наметить правильный курс.
- Какую из государственных или общественных наград вы особо цените?
- У меня есть медаль и три ордена, если говорить о государственных наградах. Но мне очень дорог знак \"За освоение целины\", полученный в 1958 году. И я очень дорожу Орденом Святого князя Даниила Московского, который получил от Главы православной церкви.
- Средняя продолжительность вашего рабочего дня? Как вы проводите свободное время, выходные дни, отпуск?
- В среднем десять часов. Как правило, утром еще до работы я час или полтора просматриваю бумаги. Считается это работой? Ухожу из кабинета часов в восемь - десять вечера. Конечно, днем ухожу на обед. В выходные дни мне нравится вместе с семьей выехать за город, в лес, просто посмотреть на природу, иногда разжечь костер. Из увлечений главные - рыбалка, охота. Люблю путешествовать, а в отпуск, как правило, еду или лечу в тайгу, охочусь с собакой на пушного зверя.
- Какие цели и задачи вы ставите перед собой лично?
- Обеспечить решение тех задач, которые мы коллективно сформулировали в университете, а также в Ассоциации инженерного образования России. (В первом случае интеграция в международное образовательное пространство). Это одна сторона вопроса, а другая, более общая, характерная, думаю, для каждого человека - хотелось бы все время оставаться нужным окружающим, близким людям, с которыми живешь и работаешь. Значит, надо оценивать, что ты можешь делать для людей и попытаться это делать.
Соломон ВЫГОН.