Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Объяснять необъяснимое

Идея витала в воздухе

- Юрий Петрович, оставив несколько месяцев назад пост ректора, что Вы ощущаете: гора с плеч долой или тоскуете по работе, которую возглавляли 18 лет?

- Насчет горы вы не ошиблись. А что не тоскую, тоже факт. Уж слишком большая была забота. Каждый день держишь в подсознании, что за спиной у тебя огромнейший вуз, думаешь: \"Не дай Бог, что случится!\"… Или вот на подписание бумаг, чего я делать не люблю, приходилось тратить как минимум полтора часа в сутки. Конечно, на 18 лет пришлось немало светлых мгновений, но не обошлось и без негатива.

Вроде того, как в начале 90-х обрушился целый блок в общежитии на Усова, 15, и об этом в Томске не писал или не говорил только ленивый… Да, в том доме, которого теперь нет, рухнуло несколько комнат, и возникла версия, что в завал попали две женщины. Я прибежал сразу же, около двух часов ночи, и ушел только в четыре дня, когда появилась полная уверенность, что в завале никого нет.

- В той тяжелейшей обстановке Вы, тем не менее, уделяли большое внимание нормальной работе таких, скажем, объектов, как Дом культуры ТПИ. Отчего?

- Потому что это обычная ректорская работа, такая же, как ремонт и строительство учебных корпусов и общежитий.

- Кто из ректоров служил вам примером?

- В первую очередь те, с кем довелось работать - Воробьев, Каляцкий, Чучалин.

- Вы в свое время взялись переделать Томский политехнический институт в университет. Почему?

- Идея, что называется, витала в воздухе. Как и другие кандидаты на избрание ректором, я готовил программу. За плечами у меня было девять лет работы в должности проректора по научной работе. Я знал, что ТПИ хороший вуз, но хотелось поднять его на большую высоту. Так, чтобы мы выпускали всесторонне образованных специалистов. А это уже университетское образование, при том техническое. Хотелось повысить качество подготовки специалистов и научных исследований. Наша команда (Агранович, Чудинов, Семкин, Ямпольский) изучила опыт ведущих технических университетов мира. Мы сопоставили их показатели с нашими и поняли, что именно надо изменить. С этими результатами я пришел к председателю Совета министров РСФСР И.С.Силаеву и доказал, что ТПУ можно и нужно преобразовать институт в университет.

- Как университетская идея была встречена в политехническом?

- Она была озвучена мною на различных встречах с коллективом ТПИ. Особого энтузиазма идея не вызывала, но концепцию одобрили. 18 октября 1991 года Совмин принял Постановление о преобразовании ТПИ в университет, и вуз \"впрягся\" в реализацию поставленной задачи. Была разработана и начала реализовываться первая комплексная программа развития, рассчитанная на пять лет. Ее стратегической целью было преобразование ТПИ в ТПУ. Сегодня выполняется уже четвертая подобная программа.

Уметь надо!

- И все же, Юрий Петрович, как Вы взялись за такое радикальное преобразование? Томск недоумевал и посмеивался…

- Может быть, дело в моем характере? Все время хочется что-то улучшить, изменить, как бы смело это ни выглядело.

- Да Вы рисковый человек! Не зря же в студенчестве прыгали с парашютом.

- Да, мне это очень нравилось.

- Не всякий риск оправдан. Как говорится, уметь надо. А идеи бывают завиральными…

- Само собой разумеется. За счет чего ТПУ становился лучшим, почему его замечали? За счет прорывов и идей, которые можно назвать оригинальными и даже экстравагантными, а главное, реализованными. ТПУ единственный получил статус университета по постановлению Правительства, все остальные после нас - приказами по министерству. Если мы будем развивать стандартные типы деятельности, ничего нового не предлагая, нам будет не по силам соревноваться со столичными вузами. Очень важно привлечь к себе внимание, и к нам пойдут талантливые люди.

- Были у Вас и другие идеи: К примеру, присвоение вузу статуса особо ценного объекта культурного наследия России.

- Недостатка в идеях не было. Те же укрепление традиции единства научного и образовательного процессов, фундаментализация и гуманитаризация образования. Была идея отшлифовать все грани у будущего инженера, развить его творческие способности, его общекультурный уровень, чтобы он прикоснулся за время обучения к общечеловеческим ценностям (художественным, литературным, мировым, отечественным). Большое внимание было уделено междисциплинарности, так как на стыке наук, как правило, получаются лучшие результаты. Но главной идеей, уже в университете, стало обеспечение устойчивого развития ТПУ, создание таких условий, в которых он все время будет развиваться. А для этого, прежде всего, нужны немалые деньги, дополнительная финансовая и материальная подпитка к бюджету. Поэтому мы привлекали спонсоров, работая вместе с Советом попечителей и Ассоциацией выпускников. Включение университета в свод особо ценных объектов культурного наследия, прежде всего, дало вузу деньги, составившие 50 процентов надбавки к окладу каждого сотрудника.

То был указ Президента России, и надбавка означает, что все люди, работающие в ТПУ, должны понимать: мы работаем в университете, который является культурным наследием страны.

- В начале 90-х Вы осуществили еще одну экстравагантную идею, пригласив в ректорат секретарей обкома партии, и это в то время, когда номенклатура отнюдь не пользовалась симпатиями... Чем объяснить такой шаг?

- Однажды на заседании в столице ректорам было сказано: \"Парткомов в вузах не создавать!\" На что я заметил: \"А у нас уже \"подпольный обком\" действует\". А если серьезно, то приглашенные мной люди М.С.Козырев, Н.П.Кириллов имели богатейший опыт работы. Они были воспитаны так, чтобы работать на общество. Скажем, в том, что промышленность в Томской области успешно развивалась, большая заслуга секретаря обкома по промышленности Михаила Степановича Козырева. Плюс ко всему, он еще и \"пахарь\" - умеет работать по 20 часов в сутки. На пользу общему делу пошла и масса былых связей. Могу сказать, что в интересах вуза я прибегал к помощи очень многих разных людей. Нам много помогал Степан Сулакшин, который был категорическим противником коммунистов. Много помогал Е.К. Лигачев. А уж сколько нам помогал бывший первый секретарь обкома В.И. Зоркальцев!

- Ваша специальность по выпуску из ТПИ прикладная, а Вы, например, в течение ряда лет прекрасно вели на областном телевидении рубрику \"От идеи к внедрению\", популяризируя фундаментальную и прикладную науку. Как Вы пришли к этому?

- Ну, это вы преувеличиваете. Я как занимался своей темой, так и занимался. У меня была отраслевая лаборатория, заведовал кафедрой, организовал открытие специализации \"Радиационное и космическое материаловедение\". Проректор по научной работе - это другая часть деятельности, больше организационная. Так, в те годы был создан научно-исследовательский центр по изучению аномальных явлений. Мы первыми в Союзе провели конференцию по быстропротекающим явлениям в окружающей среде. Просто у меня такая точка зрения, что, если есть необъяснимые явления, то их надо изучать с помощью инструментов науки. Еще до общества \"Знание\" я работал в общественной редакции газеты \"За кадры\": сначала просто корреспондентом, а позже стал заместителем редактора. В какой-то мере и это тоже привело меня на общественный пост заместителя председателя областного правления общества \"Знание\". Потому ко мне и обратились с телевидения. Я знал, какие разработки есть в томских НИИ и вузах, и предлагал эти разработки показывать по телевидению и рассказывать о них.

Противная черта характера

- Сегодня идет речь о необходимости сократить часы преподавания иностранного, а профессиональный иностранный преподавать только хорошо успевающим студентам…

- Иностранный язык - такой же предмет, как физика и математика, и сокращать их нельзя. Это одна из самых сложных задач, которую я решал. Ведь раньше разговорному иностранному языку в стране толком не учили, и преподаватели теперь утверждают, что не все могут говорить на иностранном. Получается, вся Европа может, а Россия не может? Да просто не умеем учить, как следует. Проблема и в том, что знать иностранный должен уже выпускник средней школы, как это имеет место в Европе. Как мы можем соревноваться, если общаться на иностранном языке не можем? Если коротко, то надо иностранный язык внедрить в каждый элемент учебного процесса и добиться, чтобы в университете существовала языковая среда, а значит, нужна целевая программа.

- Ваши занятия секретаря Общественной палаты области наверняка отнимают много времени. Зачем Вам это?

- Общественной работой я занимаюсь всю жизнь. Думаю, уже сформировалась внутренняя потребность. А, может, это просто неумение отказаться? Такое уж у нас воспитание. Что поделаешь, когда тебе говорят: \"Надо, больше некому\". Иду и делаю.

- То есть, как раньше говорили: \"Надо, Федя, надо\"?

- Что-то в этом роде. Я ведь ни ректором, ни проректором, ни деканом не хотел становиться. Куда лучше быть свободным, ни от кого не зависеть, заниматься своим делом.

- Работы у заведующего кафедрой намного меньше, чем у ректора?

- Да столько же, но она другая. Прихожу на кафедру около десяти утра, предварительно просмотрев дома документы, а ухожу в девять вечера. И так каждый день. И помощники так же работают. Хорошо бы избавиться от такого ненормального режима, но не получается. Сейчас я читаю курс \"Стратегия и тактика управления вузом\" для магистрантов, обучающихся по направлению \"Менеджмент в сфере образования и науки\". Кафедра существует только второй год, и, естественно, имеется немало проблем, в частности, с тем же набором.

- Насколько Вам удалось осуществить задуманное по жизни?

- Оглядываясь назад, понимаешь, что далеко не все выполнил. Однако за всеми решенными задачами стоит конкретный результат, и это радует. Я очень редко бываю доволен достигнутым и сразу же начинаю думать о том, что еще не все сделано \"совсем правильно\" или не совсем так, как надо, или, что надо сделать еще что-то. Вообще говоря, это у меня противная черта характера, неумение радоваться достигнутому. В то же время я никогда не считал, что меня недооценивают.

- Что бы Вы еще хотели сделать для родного вуза?

- Поставить на ноги кафедру. Она единственная в России. И я бы хотел, чтобы ТПУ имел большую известность, в том числе и благодаря работе нашей кафедры. Мы организуем повышение квалификации для менеджеров высшей школы. Кафедра является частью Института инженерного предпринимательства, создание которого тоже было одной из моих идеей. Он, как и направление подготовки, тоже единственные в России. Это не обычное предпринимательство в плане \"купи-продай\", а подготовка специалистов с инновационным мышлением, способных своими инженерными решениями обеспечить победу в конкуренции на рынках технической и технологической продукции. Кафедре должна подготовить или переподготовить вузовских менеджеров так, чтобы они понимали: сегодня главное - формирование инновационного мышления у студентов высших технических заведений.

- Что посоветуете молодежи, Юрий Петрович?

- Молодые должны строить свою жизнь сами. Знания, добытые самостоятельно, значительно более эффективны, нежели полученные из чьих-то рук. Если вы сами не добывали знания и не знаете, как и где искать информацию и что из нее можно извлечь, вы ничего не добьетесь. Дерзайте!

С Ю.П. ПОХОЛКОВЫМ беседовали Лариса БОГОМАЗОВА и Виктор НИЛОВ.