Первый в истории ТПУ студенческий «круглый стол» состоялся 11 ноября в главном корпусе. Для обсуждения проблем студентов в научной и учебной сферах собрались лучшие умы с разных факультетов. А чтобы дискуссия проходила успешно, было решено непосредственно перед мероприятием провести семинар «Роль науки в образовании», куда были приглашены: заместитель проректора по научной работе Юшицин К.В., заведующая отделом организации научно-исследовательской работы (далее – НИР) студентов и молодых ученых Зольникова Л.М., абсолютный победитель конкурса на звание «Лучший студент ТПУ 2002» Александра Сон и другие именитые гости. Все они поведали о прелестях и достоинствах научной работы.
После такого «разогрева», студенческие мозги заработали с двойным усилием, переваривая полученную информацию. Это проявилось в широкой дискуссии на тему актуальности научной работы. Высказывались различные точки зрения. Так, например, кто-то говорил о нехватке времени у современной молодежи для занятия наукой, мол, учеба, работа (не секрет, что многие студенты подрабатывают в свободнее от учебы время) и т.д.
Интересную точку зрения высказал староста ЕНМФ Мамаев Павел. Произнося зажигательную речь о необходимости научной работы, он рисовал на доске лестницу, объясняя, что последняя есть символ восхождения к жизненным высотам, а научная работа - одна из ступенек, ведущих к конечной цели человека, которую он сам определяет.
Надо сказать, что нашлось немало желающих поспорить с Павлом. Кто-то говорил о том, что смысл научной работы в принесении пользы обществу, а сама наука, как говорили в недавнем прошлом, - двигатель прогресса, а не средство для достижения личных целей. Другие настаивали на том, что научная работа есть один из возможных путей развития собственных творческих способностей личности. Третьи сочетали несколько точек зрения.
Однако при обилии различных мнений, вырисовывалось два основных взгляда на роль научной работы. Первый состоял в том, что наука есть хобби, которым можно заниматься в свободное от учебы и всего остального время. Второй, напротив, считает науку основным занятием, образом жизни человека. В доказательство этого один из участников дискуссии привел пример студентов, занимающихся сразу у трёх научных руководителей, и, кроме того, получающих за свою работу деньги. Доцент кафедры теории и практики перевода ИЯК Песоцкая С.А. (кстати, единственный представитель преподавательского состава на «круглом столе») рассказала о деятельности молодежного научного объединения (MHO) института языковых коммуникаций, подтверждая рассказ красочными фотографиями, иллюстрирующими радость совместных встреч студентов MHO. Это явилось весомым аргументом в пользу научной работы, т.к. участники при виде радостных лиц студентов на фотографиях (некоторые из них, кстати, присутствовали), понемногу забывали устоявшиеся «классические» ассоциации с наукой (огромные очки, старые брюки и пустой карман).
Вообще проблема финансирования науки также явилась темой для жаркого обсуждения. Часть аудитории придерживалась классической для последнего десятилетия точки зрения – мол, наука - есть штука неприбыльная, денег на ней не заработаешь, и на исследования государство много не выделяет. Но все же заместитель проректора по научной работе Юшицин К.В., сумел повлиять на мнение аудитории, рассказав о больших возможностях студентов, занимающихся НИР, - это и дополнительные стипендии, и гранды, и различные конкурсы, и многое другое. Поэтому к концу дискуссии большая часть студентов все же с оптимизмом смотрела в будущее, надеясь на возможность совмещения финансовой независимости и научной деятельности как основного занятия.
Кроме того, на «круглом столе» были подведены итоги университетского студенческого конкурса «На лучшее представление о науке, лучшую эмблему и лучший девиз студенческого научно-исследовательского клуба». Абсолютным победителем конкурса стала студентка 2-го курса АВТФ Дайчман Татьяна, получившая награды сразу в двух номинациях - лучшее представление о науке и лучшая эмблема. Ее работа - огромный плакат, с изображенными на нем молодыми людьми с сияющими глазами на фоне российского флага, заставила жюри конкурса «сдаться». Татьяна стала обладателем мягкой игрушки и набора сувениров с эмблемой ТПУ, а ее работа займет свое место в музее нашего университета.
По итогам круглого стола была принята резолюция, одним из основных положений которой стало решение о проведении серии подобных мероприятий. Их целью будет привлечение студентов к активному обсуждению проблем высшего образования и просто всего, что интересует современную молодежь. Организацию было решено поручить студенческому научно-исследовательскому клубу ТПУ.
В заключение хотелось выразить уверенность в том, что подобные мероприятия не просто нужны, их проведение является условием полноценного диалога между администрацией университета и студенческой средой. Это поможет студентам глубже понимать современные проблемы высшего образования и не только, самим участвовать в их решении.
Большую благодарность хочется выразить руководству студенческого профкома за предоставленные призы для конкурса и финансовое обеспечение мероприятия.
Дмитрий КАРЛОВЕЦ,
председатель НИК ТПУ.