По итогам прошлого года несколько политехников получили дипломы за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью Минобразования РФ. Награждены они были за лучшие работы своих студентов по естественным, техническим и гуманитарным работам в вузах России. Награда почетная и многого стоит! Всем понятно, что именно на научном будущем наших студентов будет базироваться развитие и процветание TПУ.
Один из награжденных - Ефрем Иосифович Гольдштейн, доцент Электротехнического института. Более 30 его аспирантов стали кандидатами, а одна - Л.И. Жилина - доктором технических наук. За 2000-2003 годы под руководством Гольдштейна студенты опубликовали 15 статей и тезисов докладов, отмечены 3 дипломами и грамотами.
Перед встречей с героем материала мы уже зняли от А.Б. Пушкаренко, заместителя директора ЭЛТИ по научной работе, и Н.М. Космыниной, отвечающей в институте за НИРС, что Ефрем Иосифович - один из самых активных преподавателей, занимающихся научно-исследовательской работой со студентами и аспирантами. И Алексей Борисович, и Нина Михайловна отмечали, что в своих «подопечных» он вкладывает не только знания, но и душу, не считая эти усилия и время потраченными зря.
Конечно, нам было интересно познакомиться с таким человеком, узнать о нем побольше и поделиться с читателями пониманием значения работы со студентами и аспирантами, которое выработалось у него за долгие годы. Ефрем Иосифович рассказал нам немало интересного.
Начнем, пожалуй, с того, как он попал в ставший, по его признанию, родным, ТПУ. Специальность «инженер по автоматике и связи» Е.И. Гольдштейн получил в Ленинградском электротехническом институте железнодорожного транспорта. После окончания вуза ушел на производство - прошел все ступени от монтера до главного инженера предприятия. Причем, как он говорит, - «в свое время я думал, что это мне мало что дало, однако сейчас, оглядываясь, понимаю, насколько такая производственная практика нужна и полезна для людей, которые получили инженерное образование. Отдача от этого - мощная! У меня довольно успешно шли дела, но в какой-то момент я немного стал тяготиться повседневной административной работой, поэтому с удовольствием взялся за новое для себя дело, мне было интересно заниматься наукой». В Томске Ефрем Иосифович первый раз побывал на Высших инженерных курсах в 1956 году, и его сразу же пригласили на работу. Однако в тот раз приехать в Томск не получилось, и Е.И. Гольдштейн продолжил трудиться в городе Кузнецк Пензенской области. Томичи предприняли еще одну попытку заполучить полезного человека, и ему пришло новое приглашение от тогдашнего заведующего кафедрой электрических измерений ТПИ И.Г. Лещенко участвовать в организации в ТПИ кафедры автоматики. Так, в 1958 году, Ефрем Иосифович вместе с семьей попал в наш город, в наш вуз, и начал работать на кафедре автоматики и телемеханики (ныне - кафедра автоматики и компьютерных систем) АВТФ. Кандидатскую же диссертацию пришел готовить на кафедру электрических станции, к ее заведующему профессору И.Д. Кутявину. Был у Ефрема Иосифовича и еще один «неполитехнический» период -15 лет заведования кафедрой в ТУСУРе. При ней через некоторое время стало работать Конструкторское бюро «Смена», которое и сейчас славится своими разработками (создавала КБ Т.И. Семенова, а зав. кафедрой максимально содействовал этой работе. Всем понятно, как это немаловажно в вузах). «Именно там, - рассказывает Е.И. Гольдштейн, - я и начал проявлять повышенное внимание к научно-исследовательской работе со студентами и аспирантами, появится вкус к работе сними».
Однако, политехнический от себя, то, что называется, «не отпустил», и с 1987 года Ефрем Иосифович снова здесь - долгое время на «двух стульях» - на АВТФ и в ЭЛТИ, а с этого года - полностью в составе кафедры электрических станций. Читает разработанный им курс «Информационное обеспечение управления электроэнергетическими системами», но основной своей нагрузкой считает работу с молодежью - студентами младших и старших курсов, аспирантов.
Взгляды на то, как должна быть поставлена НИРС в вузе, выработаны Ефремом Иосифовичем давно. Думаем, они действительно помогут всем поколениям политехников, желающим заниматься этой деятельностью, осознать, каким непростым и в то же время хорошим делом они решили заняться.
- На основе имеющегося у меня опыта, - рассказывает наш герой, - я твердо уверен, что в отношении НИРС должна проводиться политика «кнута и пряника». Наверное, я могу сравнивать ситуацию, так как работал в разных местах, и хочу отметить, что ЭЛТИ выгодно отличается в этом плане от многих других факультетов политехнического. В Электротехническом система «пряника» практически отработана. Здесь очень четко ведется учет всей научно-исследовательской деятельности студентов и работы с ними сотрудников института, даже если ребята не были отмечены за свои выступления на конференциях или симпозиумах какими-то наградами. Студента сразу берут на заметку - может быть, что-то не получилось в этот раз, приложит немного упорства - получится в следующий. Так вот эта система, как мне кажется отработана пока в ТПУ не совсем, хотя в последние годы ситуация стала улучшаться.
НИРС - это довольно специфическая нагрузка, часто неблагодарная и не входящая ни в какие учебные планы. Поэтому, на мой взгляд, было бы правильным людей, отдающих время и силы этой работе, paзгружать на какое-то количество часов от учебных занятий. Это привлекло бы гораздо большее число преподавателей к этому делу, также как и похвала, и дополнительная оплата.
Общей недоработкой НИРС я считаю то, что руководство вуза, люди, заинтересованные в будущем развитии ТПУ, не встречаются с рядовыми сотрудниками, занимащимися этим делом, не узнают, что мешает им в этой работе, чем можно помочь. Сейчас, например, можно было бы собрать нас, политехников, получивших за НИРС дипломы, и просто посоветоваться. Когда-то давно система таких плодотворных встреч существовала.
Становлению и успехам НИРС могло бы способствовать изучение на всех кафедрах общего курса, который учил бы ставить задачи, обучал соответствующим технологиям. В свое время такой курс лекций был поставлен на АВТФ – «Технология решения инженерных задач», мы подготовили программу, издали учебное пособие. Это было бы очень полезно, потому что НИРС должна готовить не научного сотрудника - в первую очередь, она готовит выпускника, специалиста с высшим образованием, одним из главных качеств которого должно быть умение организовать свой труд.
Чувствуется, что Ефрему Иосифовичу близка и важна эта тема. Не только и не столько даже в профессиональном плане, сколько еще и в личном. «У людей, - говорит он, - бывают разные хобби: садоводство, собирание марок, футбол. Я отношусь к числу «хоббистов», у которых на первом месте - работа. И второе, если бы не эта деятельность, то вполне возможно, пострадал бы мой жизненный тонус. В основном, я получаю приятные эмоции, хотя, конечно, к сожалению, отдача бывает не всегда. Но это как в ситуации с золотодобытчиками - им тоже только остается гадать: найдут они самородок или нет.. Сейчас у нас учатся очень неплохие студенты. Только сегодня утром студент Алексей Панкратов, с которым я занимаюсь, прочел мне доклад, с которым собирается ехать на конференцию в Новосибирск. Надеюсь, что выступит он хорошо, заранее видно проделанную и очень добротную работу. У меня хорошие ученики, я горжусь ими и со многими продолжаю общаться. Среди них очень много талантливых людей, чего-то добившихся в жизни. Например, мэр города Северска Н.И. Кузьменко, заместитель директора РНЦ А.К.Майер, зам. декана АВТФ С.А. Гайворнский, доктор наук в Омске Л.И.Жилина, да многие, не хочу никого забыть и этим обидеть. Недавно я был на конференции в Германии, и один из моих учеников, кандидат наук П.Вибе, живущий и работающий в этой стране, узнав, что мы приезжаем, встретил нас в аэропорту. Было приятно. Связи мы поддерживаем, и это приносит массу положительных эмоций. Хотя если быть точным и объективным, конечно, есть люди, которые оказываются не совсем такими, какими хотелось бы их видеть. Однако, мы не можем изменить взрослого человека, мы можем только вовремя распознать, стоит или нет с ним работать.
- А многие ли потом, после активной научно-исследовательской работы в вузе и аспирантуры, идут в науку?
- В последние десятилетия был большой отток из вузов, связанный с объективными причинами, сложившимися в государстве. Однако для научного руководителя важно суметь человеку помочь проявить свои способности, показать ему, что он может. Это дает выпускникам умение системно подходить к жизни, рывок, который позволяет им потом находить себя в самых разных сферах и успешно делать карьеру. Хотя, конечно, мне как научному руководителю хотелось бы, чтобы мои ученики продолжали занятия научной деятельностью.
Интервью: Яна АНЕЧКИНА.
В преддверии приближающегося праздника Дня электроэнергетика Ефрем Иосифович поздравляет коллег и студентов:
- На сегодня это - одна из самых высокооплачиваемых и нужных специальностей, и я хотел бы, чтобы наши студенты соответствовали запросам производства. Профессия и вчера была востребована, и завтра будет востребована еще больше. Поэтому хотелось бы пожелать студентам готовить себя к серьезной жизни уже в вузе, преподавателям - не терять энтузиазма в своей тяжелой и не всегда благодарной работе, а руководству ТПУ – больше советоваться с активными научными руководителями студенческих НИР!
От редакции:
Мы же поздравляем Ефрема Иосифовича, отметившего с любимой спутницей жизни совсем недавно Золотую свадьбу, и желаем ему здоровья, творческих успехов и счастья!